"Импичмент президенту, правительство в отставку". Пенсионные протесты в России

Отрешение от должности - это высшая форма конституционной ответственности Президента Российской Федерации. Отрешение от должности является наиболее важным видом досрочного прекращения полномочий Президента. Именно поэтому порядок отрешения от должности, в отличие от двух других видов досрочного прекращения полномочий, четко прописан в Конституции. В процедуре отрешения принимают участие обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Порядок отрешения выглядит следующим образом (см. приложение 3):

1. не менее чем одной третью от всего числа депутатов Государственной Думы поднимается вопрос о выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или в ином тяжком преступлении;

2. для дальнейшего рассмотрения этого вопроса на заседании, Государственная Дума образует специальную комиссию, которая изучает основания обвинения и дает свое заключение по этому вопросу. Вопросы состава комиссии, ее формирования, порядка ее работы регулируются в Регламенте Государственной Думы. Главная задача такой комиссии детально изучить все материалы собранные инициативной группой, по возможности собрать новые сведения, опровергающие или доказывающие вину Президента. Заключение комиссии передается в Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу Конституции для дальнейшего рассмотрения вопроса отрешения заключение должно подтверждать виновность Президента. Иначе процесс отрешения прекращается;

3. на заседании Государственной Думы выслушивается уполномоченный от группы депутатов, поднявшей вопрос об обвинении Президента и заключение комиссии. Проводится голосование. Решение о выдвижении обвинения против Президента принимается, если за него проголосовало не менее чем две трети депутатов Государственной Думы;

4. выдвинутое Думой обвинение направляется в Верховный Суд РФ. Он дает заключение о присутствии или отсутствии признаков тяжкого преступления или государственной измены в действиях Президента. Такое заключение не является как таковым приговором суда и используется только в рамках процедуры отрешения Президента от должности. Заключение об отсутствии признаков преступления ведет к прекращению процедуры отрешения;

5. далее Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или о несоблюдении правил выдвижения обвинения Президента. Суд анализирует деятельность инициативной группы, комиссии, Государственной Думы, Верховного Суда в процессе выдвижения обвинения. Если Суд решит, что порядок не был соблюден, рассмотрение вопроса обвинения прекращается;

6. итоговая стадия отрешения - это принятие решения об отрешении Президента от должности Советом Федерации. На основании рассмотрения все материалов дела: решений и заключений проводится тайное голосование. Постановления об отрешении Президента от должности принимается, если «за» было подано не менее двух третей от общего числа голосов. Решение Совет Федерации должен принять не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента Государственной Думой. Если решение не принимается в срок или Совет Федерации не признает наличие вины - все обвинения против Президента считаются снятыми.

Как видно из выше сказанного процедура отрешения действительно четко определена. Но и здесь не обошлось без нерешенных вопросов. В частности, не ясен процессуальный порядок рассмотрения Верховным Судом вопроса о наличие признаков преступления в действиях Президента. Кто дает заключение - коллегия, пленум или президиум?! И как Конституционный Суд должен проверять соблюдение порядка работы того же Верховного Суда по рассмотрению вопроса о наличие признаков преступления, если этот порядок не урегулирован в нормативно-правовых актах?!

Процедура отрешения Президента Российской Федерации от власти, конечно, есть очень важное, ответственное решение, и ее упрощение недопустимо, но и чрезмерное ее усложнение не является правильным. Конституция РФ, во-первых, все-таки усложнила процедуру отрешения, можно сказать даже сделала ее малореальной, а во-вторых, создала непонятную ситуацию, отнеся к основаниям для отрешения совершение только тяжкого преступления или государственной измены. Суть этих преступлений раскрыта в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Под тяжкими преступлениями Конституция так же подразумевает и особо тяжкие. По смыслу ст. 15 УК РФ и замыслу Конституции РФ тяжким преступлением является умышленное деяние, за которое максимальное наказание, предусмотренное в Кодексе от 5 до 10 лет и свыше 10 лет лишения свободы. Государственная измена это отдельное преступление и отдельная статья УК. «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации».

Выходит, что если Президент Российской Федерации совершит уголовно наказуемое деяние, не подпадающее под признаки особо тяжкого, тяжкого или государственной измены, то он сможет так же оставаться на посту и даже не понесет наказания из-за своей неприкосновенности! Конечно, можно сказать, что преступления, не подпадающие под эти признаки менее общественно опасны и не настолько серьезны, чтоб стать поводом для отрешения, но все-таки это как минимум не логично, чтобы глава государства сам нарушал законы своего государства.

Ч. 3 ст. 92 Конституции РФ закрепляет за Председателем Правительства РФ исполнение полномочий Президента РФ во всех случаях, когда он сам не может их выполнять. Подразумевается, что такими случаями считаются не только выше разобранные - отставка, стойкая неспособность и отрешение, но и другие кратковременные причины, например не сложная операция, болезнь. Полномочия Председателя Правительства, временно замещающего Президента, Конституция ограничила. Председателю Правительства запрещено распускать Государственную Думу Российской Федерации, назначать референдум, делать предложения о поправках в Конституцию Российской Федерации или о ее пересмотре. Однако это лишь незначительная часть полномочий Президента и как мне кажется, намного удобнее Председателю заниматься только повседневными и срочными делами, дабы потом не возникло путаницы.

Логичным представляется вывод о том, что отрешение Президента от должности наиболее серьезное основание досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Поэтому его порядок отдельно и более подробно прописан в Конституции. Но и тут не все ясно и предусмотрено.

Итак, Президент РФ прекращает свои полномочия по 4 основаниям. Первое и самое распространенное - истечение срока. Отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья и отрешение от должности являются досрочным прекращением полномочий. Все эти основания указаны в Конституции РФ. Так же Конституция в общих чертах предусматривает процедуру прекращения полномочий по этим основаниям. В случаях, когда Президент сам не в состоянии исполнять полномочия его временным заместителем назначается Председатель Правительства. Процедура досрочного прекращения полномочий Президентом Российской Федерации вызывает ряд нерешенных вопросов для их решения необходимо дальнейшее усовершенствование законодательства.

Хотя такие процессы, как современный импичмент, существовали в разных странах, наиболее часто этот термин используется в отношении англо-американской процедуры в англоязычном мире. Английская практика импичмента началась в 14 или 15 в. Обычная процедура состояла в подтверждении обвинений Палатой общин с проведением предварительного следствия или без него. В собственном смысле термин «импичмент» означал процедуру привлечения высших должностных лиц государства к парламентскому суду для того, чтобы лишить их полномочий, и относился лишь к этой части процесса. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов.

Последний английский импичмент проводился против лорда Мелвилла в 1806. Как средство привлечения к политической ответственности импичмент вышел из употребления после учреждения современной системы ответственного правительства.

Американская практика следует английской процедуре. Федеральная конституция установила, что любое гражданское должностное лицо может быть подвергнуто импичменту Палатой представителей за «серьезные преступления и правонарушения», хотя ранее было признано, что должностные лица законодательных органов не подлежат импичменту. Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту. После импичмента проводится судебное разбирательство в Сенате, где для осуждения требуется получить большинство в две трети голосов, а приговор ограничен отстранением от должности, а также лишением права занимать государственный пост. Импичмент не является препятствием для преследования в гражданских судах, и помилование должностному лицу, осужденному после импичмента, не гарантируется. Самый знаменитый федеральный импичмент был вынесен в 1868 Палатой представителей президенту США Эндрю Джонсону. Однако Сенату не удалось его осудить. Всего федеральные импичменты проходили 13 раз, наиболее часто – против представителей судебной власти. Из 13 должностных лиц, подвергнутых импичменту, осуждены были лишь четверо, причем все – судьи. В 1974 Судебный комитет Палаты представителей одобрил импичмент президента Ричарда Никсона, но прежде чем Палата в полном составе смогла его рассмотреть, президент ушел в отставку. Угроза импичмента была также у Б.Клинтона после скандала с Моникой Левински. 19 декабря 1998 Палата представителей проголосовала «за» то, чтобы инициировать импичмент президента. Дело было передано в Сенат. 12 февраля 1999 Сенат проголосовал «против». Таким образом процедура импичмента была прекращена.

Конституции штатов предусматривают примерно такие же процедуры импичмента с некоторыми вариациями. Импичменты в штатах были немногочисленны и применялись для отстранения должностных лиц различного ранга – от мирового судьи до губернатора.

Импичмент в Российской Федерации.

В российской истории в 1990-е много раз ставился вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина, однако ни разу не было набрано достаточное количество голосов, что небезосновательно позволяет предположить, что в реальности механизм досрочной законной смены власти в стране практически невыполним.

В Статье 93 Конституции РФ заложено два основных момента. Первый момент - основания отрешения Президента от должности определены слишком узко. Они включают в себя государственную измену, или тяжкое преступление. Таким образом, если Президент совершил преступление, но нетяжкое, то он может остаться в своей должности. Второй момент - вопрос должен быть рассмотрен трехмесячный период, что сильно сужает сроки рассмотрения вопроса. Если президент, например, совершил государственную измену, то по этой статье, тем не менее, он может остаться в должности, если истекли 3 месяца, в течение которых вопрос должен был быть рассмотрен и решен.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Б.Ельцина. В 1998 была начата процедура импичмента. Она основывалась на 5 обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Вместе с тем, региональные парламенты несколько раз выносили импичменты вызвавшим у них недоверие губернаторам (например, двукратно – губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Импичмент в Российской Федерации. Выдержки из конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Импичмент в переводе с английского обозначает «недоверие, сомнение». Президент – первое лицо в государстве. Если он не справляется со своими обязанностями, парламент или другой орган власти в праве выдвинуть ему «вотум недоверия».

Что такое импичмент президента?

Этот термин «перекочевал» в Конституционное законодательство Росси из США. Что значит импичмент президента в разных странах? Это – процедура привлечения к правовой ответственности и последующего отстранения от своей должности высшего государственного лица. Действия совершаются по схеме:

  1. «Виновнику» предъявляется обвинение в судебно наказуемых деяниях.
  2. Формирование заключения происходит в нижней палате Законодательного органа.
  3. Судебный вердикт выносится верхней палатой.

Причины для импичмента президента

Если в Российской Федерации основной причиной процесса становится измена государству, то в Америке и других западных странах этот список значительно больше. Высокая должность обязывает к соблюдению правовых и конституционных норм, предельной честности, обнародованию информации, имеющей государственную важность. Импичмент - это отстранение от полномочий президента, нарушающего установленный порядок и не справляющегося со своими должностными обязанностями. Основные причины начала судебного процесса:

  1. Государственная измена (например, в США под этим понятием подразумеваются военные действия против Америки, поддержка врагов, присоединение к их рядам).
  2. Тяжкие преступные деяния иного рода: взяточничество; попрание гражданских прав, указанных в Конституции, лжесвидетельство, препятствие правосудию; утаивание информации, имеющей государственную важность.
  3. Невозможность исполнения прямых обязанностей по состоянию здоровья.

Кто может огласить импичмент?

В России процесс инициируется Государственной Думой, в США – Палатой представителей. Заявление поступает в юридический комитет, формулирующей «положения импичмента». Если за них проголосует большинство членов Палаты представителей (США) или 2/3 депутатов Госдумы (Россия), то делу дается дальнейший ход. Кто объявляет импичмент президенту в конце судебных заседаний? Сенат (США) или Совет Федерации (Россия) рассматривают показания свидетелей. Верховный судья председательствует по делу об импичменте. Он же и обнародует принятое заключение.

Как объявлять импичмент президенту?

Совет Федерации (Россия) или Сенат (США) выносит окончательный приговор. В тех странах, где Конституцией не предусмотрена процедура отстранения от обязанностей президента, проводится всенародный референдум. На 1 этапе голосования должно быть собрано не менее 1% голосов избирателей, ранее голосовавших за утверждение кандидата в должности высшего руководящего лица. На 2 этапе количество голосов должно составлять не менее 20%. На последнем этапе число проголосовавших за импичмент президента должно быть более 50%.

Основные этапы процедуры импичмента

В России процедура импичмента совершалась 3 раза: дважды в 1993 году и в 1999 году. Порядок его проведения был заимствован США у Великобритании, а Россией – у Америки. Под судебный прессинг 3 раза попадал российский президент Борис Ельцин, американцы – Ричард М. Николсон, Эндрю Джонсон, Билл Клинтон, бразильянка Дилма Роуссефф (судебный процесс был завершен 31 августа 2016 года).

Импичмент – что это такое с точки зрения закона? В Российской Федерации процесс регулируется ст. 93:

  1. Государственная Дума выдвигает обвинительное заключение в измене государству или других тяжких преступлениях.
  2. Верховный Суд выносит решение о присутствии признаков и мотивов преступления.
  3. Конституционный Суд России регулирует соблюдение порядка, установленного при выдвижении обвинительного вердикта.
  4. Оглашается заключение об отстранении президента от занимаемой должности – его выносит Совет Федерации.

Импичмент - что это в США, и по какой схеме он происходит? Процесс осуществляется в 2 этапа:

  • 1 этап - обвинительный приговор выдвигается представителями Палаты;
  • 2 этап – заключение выносится Сенатом.

С экранов телевизоров часто можно услышать слово «импичмент». Что это такое простыми словами? Кто был подвержен это процедуре и в каких странах?

Обычно, о нем вспоминают во время политического либо экономического кризиса. Подробнее об этом можно узнать из статьи.

Определение понятия

Слово имеет английские корни, оно переводится как «недоверие». Что такое импичмент? Это определение подразумевает специальную процедуру судебного порядка над должностными лицами с последующим отстранением их от занимаемой должности. Под должностным лицом подразумевается как министр, так и президент.

История возникновения

Значение импичмента возникло в четырнадцатом веке в Англии. получила право отдавать министров короля под суд лордов. Основанием служило уголовное дело. До этого подобное решение вправе был принимать только правящий монарх.

Со временем такая процедура закрепилась в законодательстве США. Импичменту могут быть подвержены судьи, губернаторы.

В законодательстве разных стран

Теперь понятно, что такое импичмент. Простыми словами это отстранение от должности государственного служащего. Существует подобная процедура в большинстве государств. В основном вопрос об импичменте решают на уровне правительства. Однако в Лихтенштейне процедуру отстранения от власти князя осуществляют на основе всенародного референдума.

В США вопрос об отрешении выдвигается в Палате представителей. Затем в Сенате должно набраться большинство голосов (две трети).

В Украине институт импичмента относится к должности президента. Это описано в третьей статье Конституции. Отстраняет его от власти Верховная Рада. Должно проголосовать 226 депутатов и больше. Причиной может стать либо другое преступление.

«Парад импичментов»

Чтобы лучше понять, что это такое простыми словами (импичмент) следует привести реальные примеры. В Европе случаев доведения дела до конца практически нет. Можно вспомнить только 2004 год. Паксас был обвинен в предоставлении гражданства бизнесмену Юрию Борисову в обмен на пожертвование в четыреста тысяч долларов. Роландас Паксас не признал своей вины, но был отстранен.

Гораздо интересней обстоит ситуация в государствах Южной Америки. Так в Бразилии Сенат выступил против президента. Фернанду Колора ди Мелу подал в отставку, но правительство решило довести дело до конца. Президенту был объявлен импичмент по обвинению в коррупции.

Подобное обвинение вынесло правительство Венесуэлы Карлосу Пересу. Президента отстранили от власти и на два года поместили под домашний арест.

В 1997 году начался процесс в Эквадоре против Абдалы Букарама. Его обвинили сразу по нескольким пунктам: незаконное применение вооруженных сил, неподобающее поведение и коррупция. В результате эквадорский «любитель танцев» эмигрировал в Панаму.

В 2000 году произошел инцидент в Перу. Президент сбежал из страны в Японию. Причиной тому стали массовые протесты, которые были спровоцированы коррупцией среди окружения Альберто Фухимори. Лидер Перу подал в отставку, но Конгресс не принял ее и довел процедуру импичмента до конца. Его обвинили в «стойкой моральной несостоятельности».

Иногда импичмент приводил к ухудшению отношений с другими странами. Так в 2012 году в Парагвае президента обвинили в ненадлежащем использовании своих должностных обязанностей. Парламент отстранил его, но многие государства Латинской Америки посчитали, что в Парагвае произошел государственный переворот, и отозвали своих послов.

В Соединенных Штатах было предпринято три попытки отстранения президента: Ричард Никсон, Но в двух случаях они были оправданы Сенатом, а Никсон ушел в отставку, не дожидаясь решения правительства.

В законодательстве РФ

В России также существует институт простыми словами понять сложно. Процедура описана в девяносто третьей статье конституции страны. Если президент совершил преступление, Государственная Дума выдвигает обвинение против него. Также свое подтверждение дает Верховный Суд и Совет Федерации.

Попытки сместить Бориса Ельцина

Значение импичмента заключается не только в отстранении президента либо высшего государственного лица от должности. Оно необходимо, чтобы привлечь его к суду. Хотя чаще всего о импичменте идет речь, когда президент и правительство не могут договориться. О том, что такое импичмент президента известно и в РФ.

В России было совершено три попытки проведения процедуры отрешения. Все они были направлены против Бориса Ельцина. В первый раз это случилось в 1993 году, но по решению всенародного референдума президент сохранил пост. В этом же году возникла еще одна конфликтная ситуация между лидером государства и представителями власти. Для ее разрешения пришлось применить оружие.

В 1998 году при Госдуме была создана парламентская комиссия. Она подготовила обвинения, по которым Ельцину грозил импичмент, но ни один из пунктов не набрал большинства голосов депутатов.

Каждое отстранение от власти несет за собой политические последствия. Даже если оно было сделано законным способом.

Импичмент в Российской Федерации

ИМПИЧМЕНТ, подтверждение законодательным органом обвинений, выдвинутых против государственного должностного лица, с намерением добиться его осуждения.

В российской истории в 1990-е много раз ставился вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина, однако ни разу не было набрано достаточное количество голосов, что небезосновательно позволяет предположить, что в реальности механизм досрочной законной смены власти в стране практически невыполним.

В Статье 93 Конституции РФ заложено два основных момента. Первый момент - основания отрешения Президента от должности определены слишком узко. Они включают в себя государственную измену, или тяжкое преступление. Таким образом, если Президент совершил преступление, но нетяжкое, то он может остаться в своей должности. Второй момент - вопрос должен быть рассмотрен трехмесячный период, что сильно сужает сроки рассмотрения вопроса. Если президент, например, совершил государственную измену, то по этой статье, тем не менее, он может остаться в должности, если истекли 3 месяца, в течение которых вопрос должен был быть рассмотрен и решен.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Б.Ельцина. В 1998 была начата процедура импичмента. Она основывалась на 5 обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Вместе с тем, региональные парламенты несколько раз выносили импичменты вызвавшим у них недоверие губернаторам (например, двукратно - губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову).

Импичмент в Российской Федерации. Выдержки из конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

  • 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  • 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
  • 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Читайте также: