Материально выраженная флексия. Материально выраженные и нулевые аффиксы

Основа – неизм. Ч-ть слова, кот-я выр-ет его лекс-е зн-е.В изм-ых словах основа опр-ся как ч-ть слова без оконч-я и формообразующего аффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л.

В неизм-ых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой: - глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь учащ-ие-ся; - основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь как-ой-то; - основы некоторых сложно-составных существительных шкаф-а-купе; - основы сложных числительных сем-и-десят-и.В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня: город, стол, жёлт-ый. Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый) . Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный. окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.Окончание часто называют изменяемой частью слова.(книга – книги – книгу) изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.Выр.значение: падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание -и указывает на родительный падеж) ;лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число) ;рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание -а указывает на женский род, единственное число) . Нулевая флексия – этоокончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по сопоставлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено.В существительном ученик по соотношению с формами косвенных падежей ученика, ученику и т. д., ученики, учеников и т. д. выделяется нулевое окончание, указывающее на форму именительного падежа единственного числа. Материально выраженные флексии существуют в виде фонемы или фонемных сочетаний: стола, морозный, пишут. Слова день, тет-радь, нес имеют нулевую флексию, которую можно выявить путем сопоставле-ния с другими формами этого же слова (ср.: дн’а, тетрад’и, несла) .

Относятся -ов-, -ен-, -ин-, -оч-, -ич-, -нич-, -л-. Однако -j-, употребляющийся между гласными соседних морфем, по своему происхождению представляет со- бой так называемый интервокальный согласный, который с древнейших времен развивался при стечении двух гласных звуков. С точки зрения словообразования и морфемного анализа очень важно определить отношение интерфиксов к морфемам. Характерной особенностью интерфиксов является отсутствие у них значений. Отнесение их к морфемам противоречило бы общепринятому пониманию морфемы как значимой едини- цы языка. Аффиксоиды Термином «аффиксоид» обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аф- фиксальными морфемами. Аффиксоиды – это морфемы переходного типа. Они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. К ним, напри- мер, можно отнести: вод- (оленевод, животновод, овощевод, коневод); вед- (языковед, краевед, книговед); рез- (камнерез, хлеборез, стеклорез) и др. Каждый такой аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно большой и весьма продуктивный словообразовательный тип. В этом смысле аф- фиксоиды очень близки аффиксам. Подтверждением этому служит синонимич- ное употребление аффиксоидов и аффиксов в русском языке, например: славя- новед и славист, садовод и садовник, волнообразный и волнистый. Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают свои смысло- вые связи с однокоренными словами. Для сравнения можно привести следую- щие примеры: аффиксоид -ход- в словах теплоход, вездеход, снегоход и слова ходить, ходьба, хождение, входить и др., -нос- в словах медонос, цветонос и слова носить, носка, приносить. Аффиксоиды делятся на две группы: суффиксоиды и префиксоиды. К суффиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов: -образн- (чашеобразный, газообразный, иглообразный); -люб- (теп- лолюб, водолюб, сухолюб): -воз- (тепловоз, паровоз, тяжеловоз). Префиксоиды – это корневые морфемы, употребляющие в функции пре- фиксов. Например, полу- (полумера, полумесяц, полушубок, полуботинки); про- тив- (противогаз, противоправный). Способность / неспособность той или иной морфемы выступать в совре- менном русском языке как в качестве служебной, так и корневой является основным показателем разграничения аффиксоидов и аффиксов. Материально выраженные и нулевые морфемы (флексии, суффиксы) Морфемы по способу их передачи делятся на две группы: 1) материально выраженные и 2) нулевые. Префикс и корень всегда материально выражены. Флексии и суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. 22 Материально выраженные флексии существуют в русском языке в виде фонемы или фонемных сочетаний: стола, морозный, пишут. Слова день, тет- радь, нес имеют нулевую флексию, которую можно выявить путем сопоставле- ния с другими формами этого же слова (ср.: дн’а, тетрад’и, несла). Иноязычные существительные, оканчивающиеся на гласный звук, типа кафе, меню, рагу; наречия, слова категории состояния, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени (красивее), деепричастия, наречия и сло- ва категории состояния в простой форме сравнительной степени (быстрее, хо- лоднее) являются неизменяемыми частями речи, неизменяемыми формами слов, поэтому у них окончаний нет и быть не может. Нулевые суффиксы имеются в форме повелительного наклонения глагола: брось, читай (ср.: пиши, вяжи). Нулевой суффикс обнаруживается в форме мужского рода единственного числа прошедшего времени некоторых глаголов: замерз^‫ – ٱ‬замерзла, нес^‫– ٱ‬ несла, промок^‫ – ٱ‬промокли. Омонимия и синонимия морфем Морфемы, как и слова, могут находиться друг с другом в отношении омо- нимии и синонимии. Синонимические морфемы имеют одно и то же значение, но разное фоне- тическое оформление. В русском языке часто встречаются суффиксы-синонимы (ср.: ий – еск (вражий – вражеский); ат – аст (носатый – носастый). Это однокорневые параллельные образования, которые различаются в сти- листическом отношении. Суффиксы гораздо чаще функционируют в разнокор- невых словах. Так, среди существительных выделяются суффиксы-синонимы со значени- ем «название лица мужского пола по роду занятий или профессии»: щик (чик), -ар, -ант, -атор, -ист, -ер (каменщик, рационализатор, фигурант, гитарист, суфлер, вратарь). Синонимичными могут быть и флексии, например: -а, -и (острова, жите- ли). Формообразующие префиксы, служащие для образования видовых форм глаголов, также вступают в отношения синонимии, например: с, по, на (сде- лать, построить, нарисовать). Омонимичные морфемы звучат и пишутся одинаково, но имеют разную семантику. Так, омонимичными являются суффиксы: -ин1- (обозначает мясо живот- ного – баранина); -ин2- (единичный предмет – соломина); -ин3- (имеет увеличи- тельное значение – домина). Среди глаголов функционируют омонимичные префиксы, например: по1- (обозначает начало действия – полететь), по2- (видовой префикс – построить), по3- (действие совершается в течение какого-то времени – полетать). Омонимия широко представлена среди корней: водный – водить, рисунок – рисовод. 23 Аффиксы словообразующие, формообразующие и синкретичные Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, слу- жащие для образования новых слов: язык – праязык; суп – суповой; добить – добиться. Формообразующими являются такие аффиксы, служащие служат для об- разования формы какого-либо слова: умный – умнее, умнейший (при помощи -ее-, -ейш- образуются простые формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного); бросать – бросить, заварить – заваривать (суффик- сы -а-, -и-, -ива- образуют видовые формы глаголов); бежать – бежал (при по- мощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола); читаjут – читаjущий, читать – читавший (суффиксы -ущ-, -вш- образуют формы действительных причастий). В некоторых случаях трудно провести границу между двумя этими типами аффиксов, например: в каких случаях постфикс -ся является формообразую- щим, а в каких – словообразующим. Чтобы не ошибиться в функции подобных аффиксов, необходимо обратиться к толковому словарю. Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые од- новременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: пи- сать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид). Синкретичными могут быть и флексии, ср.: супруг – супруга. Супруг. 1. То же, что муж. 2. мн. Муж и жена. Супруга (устар., теперь офиц. и прост.). То же, что жена (в 1 зн.). (Цит. по: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1972 – С. 717.). При помощи флексии -а образуется не только новое слово, изменяется и его форма. Данная морфема указывает, что это существительное женского рода, стоит в именительном падеже единственного числа. Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и обра- зуют определенные словообразующие или формообразующие модели, напри- мер: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить); флексии -у, -ешь, -ишь (чи- таjу, читаjешь). Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флек- сия -м, встречающаяся лишь в словах дам, ем, создам. Итак, говоря о регулярности/нерегулярности аффиксов, мы имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах. При определении продуктивности/непродуктивности аффиксов мы об- ращаем внимание на их различную производительность в образовании новых слов или форм. 24 Продуктивными называются такие аффиксы, которые служат для образо- вания многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник); суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не- (безопасный, несмелый). Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродук- тивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непро- дуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивны- ми. Вопрос о степени членимости русских слов Все слова, употребляющиеся в современном русском языке, делятся на два больших класса: нечленимые и членимые. К нечленимым относятся, например, шоссе, пальто, хаки, куда, но, над, пусть, лишь, ай, ха-ха и т.п. Это неизменяе- мы непроизводные слова. Все производные неизменяемые слова относятся к членимым: дважды, холодно, страшно, невероятно и т.п. Все изменяемые слова (как непроизводные, так и производные) относятся к членимым: а) непроизводные: -степь-, горяч-ий, пис-а-ть, тр-и; б) производ- ные: над-пис-а-ть, шоссе-j-н-ый. Среди членимых слов можно различать 3 класса: 1) слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы; 2) слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы; 3) слова, включающие связанные уникальные корни (унирадиксоиды). 1. Слова I класса членятся лучше всего – стул – стуль-чик, молодежь – мо- лодеж-н-ый. Так же ряды соотношений называют словообразовательным квад- ратом. По терминологии известного лингвиста Янко-Триновской, подобные слова обладают полной свободной членимостью. 2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат. агитировать | агитация | агитировать | агитатор Эти слова членятся хуже, чем слова со связанными корнями. По термино- логии Н.А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость. 3. Слова, имеющие унификсы или унирадиксоиды, входят в один ряд соот- ношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом – и обладают остаточной членимостью, так как одна из частей таких слов выделяется не по ее 25 соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа. 1) поп-адья: поп = генераль-ша: генерал 2) бел’-ос(ый) : бел(ый) 3) бужен-ин(а) – ср. конь – кон-ин(а) Слова, имеющие остаточную членимость, не образуют словообразующего квадрата. Итак, членимость слов зависит от следующих факторов: 1) основа употребляется свободная или связанная; 2) аффикс повторяем или уникален; 3) аффикс по значению подобен или не подобен другим аффиксам данного языка; 4) связанный корень повторяем или уникален; 5) аффикс употребляется или не употребляется при свободных корнях. Необходимо различать понятие членимости слова и членимости основы слова. Как и слова, основы могут быть членимыми и нечленимыми. К нечлени- мым относятся основы, содержащие только корневой морф: гав, соль. Членимыми являются основы, которые, кроме корня, имеют еще аффик- сальный морф или аффиксальные морфы: мороз-н(ый), за-мороз-и(ть), за-мо- роз-к(и). Границы между членимыми и нечленимыми основами очень подвижны. Членимые основы могут переходить в нечленимые. И наоборот, нечленимые основы могут стать членимыми. Так, вначале не членилась основа иноязычного слова «ипподром». В этой основе не выделялся суффикс -дром. В современном русском языке этот суф- фикс является полноценным и активно участвует в образовании новых слов, ср. автодром, танкодром, аэродром, велодром, ипподром. Это можно сказать о суффиксе -тек: библиотека, картотека, фильмотека. Изменения в составе и структуре слова. Опрощение, переразложение и усложнение основы, декорреляция морфем Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе историче- ского развития русского языка структура некоторых слов изменилась. Различа- ют несколько типов изменений в морфемном составе слова, важнейшими и наи- более распространенными являются опрощение и переразложение. Опрощение – это превращение производной основы в непроизводную вследствие слияния суффикса и префикса с корнем. Так, слова рыло, мыло (ср. рыть, мыть) имели в своем составе суффикс -л, который употреблялся для об- разования отлагательных существительных со значением орудия действия; в словах пир, дар выделяли суффикс -р (ср. пить, дать); слова булавка, палатка, бойкий имели в своем составе суффикс к (ср.: булава, палата, бой); в словах мешок, вершок вычленялся суффикс -ок (ср.: мех, верх). Указанные суффиксы слились с корнями, производные основы превратились в непроизводные. 26 Некоторые слова имеют в своем составе приставки, которые слились с кор- нями, образовав непроизводные основы. Например, выделялся префикс об- в словах оболочка, образ, обморок (ср.: проволочка, разить, морочить); префикс в- в слове вкус (ср.: кусать, кусок); за- в словах защита (ср:. щит). Процесс опрощения происходит по двум причинам: 1) вследствие выпадения из словаря соотносительных производящих основ или родственных слов; 2) вследствие расхождения в значении производной и производящей осно- вы. Например, основы в словах доблесть, жадный, кочка, ужас, неряха стали непроизводными. В производной основе может развиться совершенно новое значение (ср.: крыльцо и крыло, живот и жизнь, счастье и часть). Другой важнейший исторический процесс – переразложение. Переразложение – это отход звукового элемента одной морфемы к сосед- ней морфеме. В результате переразложения передвигаются границы между морфемами, производная же основа сохраняет свою членимость. Переразложение может происходить на стыке производящей основы и суффикса (ср.: жи-лищ-е – исторически жи-л-ищ-е, от устарелого жило). Про- цесс переразложения наблюдается также между образующей основой и при- ставкой: в нем, к нему, где н был частью предлога-префикса вън. Усложнение – это выделение в ранее непроизводной основе аффиксов. Этот процесс часто свойствен словам иноязычного происхождения (ср.: из гол- ландского языка пришло в русский язык слово зонтик. По аналогии с русскими словами (дом – домик, ключ – ключик) в этом слове стали выделять уменьши- тельно-ласкательный суффикс -ик. Декорреляция морфем – это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа и порядка следования морфем. Например, в глаголе ругать суффикс -а- из словообразова- тельного превратился в простой показатель глагольного класса. Диффузия – это взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности. Этот процесс наблюдается на стыке пре- фикса и корня или корня и суффикса (напр., ванная, дикобраз). Замещение представляет собой результат замены одной морфемы другой, причем именно замены. Данный процесс наблюдается в слове «пугач» (от пу- гать в значении «кричать», о крике филина), в настоящее время связывают с глаголом «пугать» в значении «вселять страх». СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Способы словообразования Понятие «способ словообразования» в синхронном и диахронном плане имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании данное понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства, каким путем образо- 27 вано производное слово; в синхронном – на вопрос, с помощью какого средства выражается деривационное значение. В синхронном словообразовании различают два основных способа слово- образования: аффиксальный и неаффиксальный, в диахронном четыре: морфо- логический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-син- таксический. Сущность лексико-семантического способа состоит в том, что слова не создаются заново, а меняется их семантика. В данном способе различаются три основных типа: 1) образование омонимов путем распада многозначных слов (язык1, язык2); 2) переосмысление семантики уже имеющихся в русском языке слов (МТС – машинно-тракторная станция и МТС – мобильная телефонная сеть); 3) переход заимствованных имен собственных в нарицательные (макин- тош, рентген). Лексико – синтаксический способ представляет собою образование производного слова из целого сочетания: сего дня – сегодня. Под морфолого – синтаксическим способом понимается образование но- вых слов в результате перехода слов одной части в другую (наречие вокруг перешло в предлог вокруг; прилагательное военный в существительное воен- ный). Наиболее продуктивным способом словообразования является морфоло- гический с его различными разновидностями: суффиксальным, префиксаль- ным, префиксально-суффиксальным, нулевой суффиксацией, различными вида- ми аббревиации. Например, суффиксальный тип – завтракать, префиксальный – ультразвук. Словообразовательная семантика в русском языке Словообразовательная мотивация – это отношения между двумя слова- ми, обладающими такими признаками: 1) оба слова имеют один и тот же ко- рень; 2) значение одного из слов или полностью входит в значение другого (дом – домик, «маленький дом») или тождественно лексическому значению другого, но либо синтаксические позиции этих слов различны (сюда относятся пары типа бежать – бег, быстрый – быстро, образуемые словами разных ча- стей речи; второй член этих пар представляет собою синтаксический дериват), либо эти слова различаются стилистически (при тождестве синтаксических по- зиций): книга – книжка, книженция; вор – ворюга; общежитие – общага. В этом случае имеются суффиксы стилистической модификации. В случае многозначности слов отношения мотивации устанавливаются между их отдельными значениями, например: праветь – становиться правым (политически реакционным). Отношения мотивации устанавливаются между членами одного и того же словообразовательного гнезда – совокупности слов с тождественным корнем. Не все отношения между членами гнезда являются отношениями словообразо- вательной мотивации. Отношения между однокоренными словами, каждое из которых имеет как общее с другим словом, так и различные компоненты значе- 28 ния, не являются, согласно выше приведенному определению, отношениями мотивации. Так, слова домик («маленький дом») и домище («большой дом») не находятся в отношении мотивации, т.к. каждое из них имеет компоненты значе- ния («большой», «маленький»), отсутствующие в другом слове. Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и се- мантическом отношениях словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми какое-либо слово отличается от слов, находящихся с ним в отношениях мотивации. Так, глагол покрахмалить связан отношениями моти- вации как с глаголом крахмалить, так и с именем существительным крахмал. От первого слова отличается наличием префикса по-, от второго префиксом по- и суффиксом -и-. Формантом слова покрахмалить является префикс по- – наи- меньшее в формальном и семантическом отношениях словообразовательное средство из числа тех средств (по- и по- + -и-), которыми глагол покрахмалить отличается от слов крахмалить и крахмал, находящихся с ним в отношениях мотивации. Наиболее распространенные словообразовательные средства, образующие форманты, – это аффиксы или сочетания аффиксов в различных типах аффик- сального словообразования. Кроме того, в русском словообразовании в каче- стве формантов используются следующие словообразовательные средства: при субстантивации прилагательного и причастия – система флексий и мотивиро- ванного слова (существительного), представляющая собой часть системы флек- сий мотивирующего (прилагательного или причастия) – систему флексий одно- го грамматического рода или только множественного числа; при сложении: 1) закрепленный порядок следования компонентов; 2) единое главное ударение, преимущественно на опорном компоненте; при аббревиатурном типе словооб- разования: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ, входящих в мотивирующее словосочетание слов, последнее из которых может и не быть сокращено; б) единое ударение; в) определенная система флек- сий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительного. Значение, выраженное с помощью словообразовательного форманта, назы- вается словообразовательным значением. Одним из центральных понятий яв- ляется понятие словообразовательного типа. «Словообразовательный тип – схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического отношения между производными и производящими; 3) формального соотношения между производными и производящими, а имен- но: общностью способа словообразования, а для аффиксальных способов тож- дественностью аффикса» [цит. по: Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – С. 182]. Виды словообразовательной мотивации 29 Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и моти- вированным словами могут различаться рядом признаков, на основании кото- рых можно выделить несколько видов мотиваций. Непосредственные – опосредованные мотивации Непосредственная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом. Опосредованная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов. Из двух мотиваций: 1) крахмалить – покрахмалить; 2) крахмал – покрахмалить первая является непосредственной, а вторая – опосредованной. Описание структуры слов велось обычно на основе непосредственных мотиваций, между тем необходимо изучение и опосредованных мотиваций. О существовании синхронных соотношений мотивированных слов с опосредство- ванно мотивирующими словами (так называемых «чересступенчатых связей слов») свидетельствует ряд важных явлений диахронического характера – воз- никновение новых аффиксов и даже новых типов словообразования. Известно, что глагольные суффиксы -нича- и -ствова- возникли благодаря опосредован- ной мотивации в глаголах типа модничать, упрямствовать, образованных с помощью суффиксов -а-, -ова- от существительных с суффиксами -ник- и -ств-: модник – модничать, упрямство – упрямствовать. Сходными процессами сопровождалось появление смешанных типов сло- вообразования: префиксально-суффиксального, префиксально-суффиксально- постфиксального. Так, не ранее XVIII в. возник в русском языке префиксально- суффиксально-постфиксальный тип, к которому в современном русском языке относится образование ряда отыменных глаголов с различными префиксами, суффиксом -и- и постфиксом -ся (опроститься). Существуют опосредованные мотивации, не имеющие аналога среди непо- средственных мотиваций. Они не входят в систему словообразовательных ти- пов и получили название внеплановых опосредствованных мотиваций. Члены таких мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант: например, наряду с парами типа влага – влажнеть в языке нет пар, в которых бы мотивированное и непо- средственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не- (ть): все мотивированные глаголы на -неть непосредственно мотивируются прилага- тельными на -н- (ый): влажный – влажнеть, грязный – грязнеть, поэтому в их составе выделяется суффикс -е-, а не -не-. Отрезок -не-, которым различаются слова типа влага – влажнеть, не является словообразовательным аффиксом, не функционирует в качестве словообразовательного форманта, способного участ- вовать в одном акте словообразования. Исходные – неисходные мотивации Исходная мотивация – это мотивация немотивированным словом, неис- ходная – мотивация мотивированным словом. Так, из двух мотиваций слова 30 очищать: 1) чистый – очищать, 2) чистить – очищать – первая мотивация яв- ляется исходной, вторая – неисходной. Исходные и неисходные мотивации могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Особый интерес представляет исходная опосредство- ванная мотивация: именно на её основе чаще всего возникают новые аффиксы и типы словообразования, поскольку как единый словообразовательный фор- мант начинает восприниматься вся часть основы мотивированного слова, от- личная от корня, а мотивирующая основа слова становится равной его корню (мод-нича-ть, упрям-ствова-ть). Немотивированные слова, выступающие в качестве мотивирующих, – это начало словообразовательного гнезда. Единственные – неединственные мотивации Неединственные мотивации – это мотивации одного и того же слова несколькими словами, отличающимися от немотивированного равным количе- ством формантов: неравный неравенство равенство Все остальные мотивации являются единственными, например: стол – столик. Слова, имеющие более одной мотивации, в синхронном плане могут ин- терпретироваться как относящиеся одновременно к разным типам словообразо- вания. Так, слово невесело может рассматриваться и как префиксальное, моти- вированное словом весело, и как суффиксальное, мотивированное словом неве- селый, образование. В настоящее время в современном русском языке существует большое ко- личество групп слов определенного морфемного состава, имеющих более од- ной непосредственной мотивации. К ним можно отнести: 1) слова, относящиеся одновременно к нескольким типам словообразова- ния: а) префиксальный / суффиксальный (нечуткость – чуткость и нечуткий); б) словосложение / префиксальный (вниз – в низ и в- низ); 2) слова, относящиеся к одному типу словообразования. К ним можно от- нести глаголы несовершенного вида типа отбрасывать, выталкивать, мотиви- рованные двумя префиксальными глаголами совершенного вида, каждый из ко- торых, в свою очередь, мотивируется бесприставочными глаголами, находящи- мися между собой в следующих отношениях: а) корреляция по виду (глагол со- вершенного вида часто имеет значение однократности: бросить – отбросить отбрасывать бросать – отбросать б) корреляция по кратности и направленности действия (к ним относятся глаголы с семантикой «перемещение в пространстве»): катить – вкатить 31

Флексия (лат. flexio - сгибание), или окончание – это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении. Например: новые книги , новеньким книгам. Флексия всегда комплексная единица, она может быть выделена только у изменяемых частей речи и только при наличии хотя бы двух сопоставимых окончаний.

С помощью окончаний образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими: -берез-а, берез-ы; бел-ый, бел-ого; бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы. Связывая слова в составе словосочетания или предложения, флексия может быть средством согласования (лесная тропинка) или управления (появление гостей), а также грамматической координации главных членов предложения (идут дожди).

Окончанияспособствуют образованию различных форм одного и того же слова (страна, страну, стране, страны ). При этом окончание выступает как синкретичный аффикс. Одно и то же окончание передает сразу несколько значений. Например, в слове солнц-е флексия -э указывает на то, что слово относится к имени существительному, стоящему в именительном падеже, в единственном числе, среднего рода. Глагольное окончание -ут (идут) указывает на 3-е лицо и множественное число формы настоящего времени изъявительного наклонения.

Обычно, как уже было сказано, окончание является завершающей частью слова. Однако если в слове есть постфикс, окончание находится перед ним (улыбал-и-сь). В составных грамматических формах (самый новый) и в некоторых сложносоставных существительных (выставка-продажа) и числительных с прерывистой основой (дв-е-ст-и) наблюдается несколько дистантно расположенных окончаний.

В русском языке наряду с суффиксами и интерфиксами флексии бывают двух типов: а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый; б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер- ø, шел- ø, один-ø . Нулевые окончания осознаются на фоне других материально выраженных окончаний данного слова, например: ветер- ø, ветр-а, ветр-у; шел- ø, шл-а, шл-и. В слове ветер- ø по соотношению с другими падежными формами, имеющими материально выраженные окончания, выделяется нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел- ø по соотношению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание, которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончаниями: а) слова, образующие группу несклоняемых существительных – пальто, кино, фойе и др.; б) глаголы в неопределенной форме – думать, нести, печь; в) деепричастия – слыша, услышавши, прочитав, припеваючи; г) наречия – быстро, певуче, сгоряча, по-братски; д) прилагательные в форме сравнительной степени - больше, светлее; е) междометия – ох, увы, вон; ж) предлоги – в, на, за; з) союзы – и, но, да, так как; и) частицы – бы, ли, же.

1) Грамматический способ – материальное выражение грамматических значений (как реляционных, так и деривационных).

Грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами (или тем более звуками речи), а известными техническими комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами.

Способы выражения грамматических значений – способы образования форм слова. Грамматических способов, используемых в языке, ограниченное количество.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений в самом слове:

Аффиксация (от лат. affixus – прикрепленный) – образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов, инфиксов, постфиксов (стол, стола, столу и т.д.; делать – сделать, писать – написать и т.д.; оправдать – оправдывать, разменять – разменивать и др. Флексия (лат. flexio – сгибание, переход) – то же, что окончание; словоизменительная морфема, выражающая в словоформах русского языка значение рода, числа, падежа и лица, а также служащая для выражения морфо-синтаксических отношений.

Например, флексия -а в словоформе вода выражает значения женского рода, единственного числа, именительного падежа, флексия -ыми в словоформе зелеными выражает значения мн. числа и твор. падежа.

Внутренняя флексия (флексия основы) – изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений (чередование звуков): убирать – убрать, посылать – послать (чередование корневого гласного с нулем звука служит для различения несовершенного и совершенного вида), вез – воз (чередование корневого гласного служит для различения разных лексико-грамматических классов: глагола и существительного); запереть – запирать, умереть – умирать, набирать – набрать и т.д.

Нулевая флексия – окончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по составлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено.

Например, в сочетании пара сапог второе слово по соотношению с другими формами своей парадигмы (сапога, сапогу и т.д., сапоги, сапогам и т.д.) выделяет в своем составе нулевое окончание родительного падежа множественного числа.

Агглютинация и фузия.

Агглютинация (лат. agglūtinātio – приклеивание; термин ввел Фр. Бопп) – способ образования форм слова и производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым, лишенным внутренней флексии, основам или корням (отметим, что каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение, равно как каждое значение выражается всегда одним и тем же аффиксом): в турецком языке ода значит «комната», лар – суффикс множественного числа, да – суффикс местного падежа (на вопрос где?); при соединении данных элементов получается одаларда со значением «в комнатах»; ара (казах. «пила») + га (Д.п. 71 ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = ара-лар-га (Д.п. мн. ч.); бала (тат. «дитя») + га (Д.п. ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = бала-лар-га (Д.п. мн. ч.).

Фузия (лат. fūsio – сплав; термин ввел Э.Сепир) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава. Чаще всего происходит тесное морфологическое соединение изменяемого корня с многозначными нестандартными аффиксами, приводящее к стиранию границ между морфемами.

Сюда относятся:

1) сплетение приставки и корня, в результате чего один и тот же звук принадлежит обеим морфемам: приду (при + иду), разевать (раз + зевать) и т.д.;

2) слияние конечного звука корня с начальным звуком суффикса: расти (раст + ти);

3) двоякая роль суффикса: Свердловская область (Свердлов + -ск + -ск + -ая, где первое -ск входит в основу существительного, второе -ск должно было служить суффиксом относительного прилагательного);

4) сплетение частей в сложном слове в результате выпадения одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых слогов (гаплология): дикобраз (дик + о + образ), минералогия (минерал + о + логия), морфонология (мор + фо + фонология).

Агглютинация свойственна большинству языков Азии, Африки и Океании (в которых имеются аффиксы), фузия – в основном свойство индоевропейских языков, хотя и в них есть элементы агглютинации.

К примеру, в рус. яз. случаи агглютинации проявляются в префиксации, т.к. префиксы в рус. яз. однозначны, стандартны при разных частях речи и их присоединение к корням не имеет характера тесного сплавления: бежать, пере-бежать, вы-бежать, за-бежать, у-бежать, до-бежать.

Префиксация – ("pre" происходит от латинского рrае, означавшего «перед», «впереди») способ образования форм слова и производных слов присоединением префиксов к корням/основам слов.

Например: ехать и за-ехать – вы-ехать – на-ехать – пере-ехать как способ выражения НСВ и СВ глагола

Суффиксация - (от лат. suffixus «прикреплённый») способ образования форм слова и производных слов присоединением суффиксов к корням/основам слов.

Например: учитель – учительниц а (муж. и женск. р.), летать – летчик (глаг. и сущ.), нем. Arbeiter «рабочий» – Arbeiterin «работница» (муж. и женск. р.), Feier «праздник» – feierlich «праздничный, торжественный» (сущ. и прилаг.).

Ударение – перестановка ударения (акцентуация (от лат. accentus - ударение))

Например: насыпАть – насЫпать, разрЕзать – разрезАть, замОк - зАмок и т.д.

Супплетивизм (от позднелат. suppletivus – дополняющий) – образование форм одного и того же слова от разных корней. Корневые морфы таких словоформ лишены формальной (фонематической) близости и потому не могут объединяться в одну морфему.

В русском языке встречается С. форм единственного и множественного числа существительных (человек – люди, ребенок – дети), падежных форм личных местоимений – форм именительного падежа, с одной стороны, и косвенных падежей – с другой (я – меня, мне; мы – нас, нам; он, она, оно – его, ему, ей, ее и т.п.), сравнительной степени прилагательных и наречий (хороший – лучше, плохой – хуже, много – больше, мало – меньше), краткой формы прилагательного (большой – велик), форм прошедшего времени глагола (идти, идут, идущий – шел, шла, шедший), видовых пар глагола (брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать). Редупликация (лат. reduplicatio – удвоение) – способ выражения грамматического значения, заключающийся в полном или частичном удвоении (повторе) основы: еле-еле, честь честью, рад-радешенек, рука об руку, белый-белый, чуть-чуть, синий-синий, жили-были, долго- долго и т.д.

II. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений вне слова: пишу – буду писать, красивый – более красивый и т.д.

Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, артикли, вспомогательные глаголы) -сочетание знаменательного слова со служебным.

Например: пишу – буду писать – писал бы (выражение категории буд. времени, сослагател. накл. глагола),

красивый – более красивый (выражение сравн. степ. прилаг.) и т.п.

Порядок слов в предложении - местоположение слов для выражения отношений между ними в речевой цепи.

Кит. Wo kan ni (я смотрю на тебя) и

Ni kan wo (ты смотришь на меня);

Рус. Флигель загораживает дом и

Дом загораживает флигель

(выражение синтаксических функций)

III. СМЕШАННЫЙ СПОСОБ – сочетание элементов синтетического и аналитического способов в образовании форм слова: в книге (предлог и падежное окончание); я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица). В зависимости от ГЗ и способа его выражения различается и сам строй языка: аналитические и синтетические языки.

в книге (предлог и падежное окончание для выражения предл. пад. сущ.);

я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица, ед. ч. глаг.).

2) АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ.

Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения (отношения между словами в предложении) выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения.

К аналитическим языкам относятся, например, языки больш-во новоевроп. языков англ., романские (франц., испанск., итал.), болгарский, новогреч., новоинд. (пали, пехвели), афган., новоперсид. и новоармян. диалекты, датский, вьетнам., китайско-тибетская яз. семья.

Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм и т.д., т.е. 72 формами самих слов). Для выражения отношений между словами в предложении могут быть использованы также элементы аналитического строя (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация).

К синтетическим языкам относятся, например, древние и.-е. языки (др.-греч., латин., скиф., ст.-слав., санскрит), русский, немецкий, литовский, латыш., тюркские, монгольские,финно-угорские, тунгус.-маньчж., семито-хамитские (больш-во),кавказские, палеоазиатские, банту, яз. америк. индейцев.

Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Методическая задача.

Упражнения

Образец морфемного и словообразовательного разбора

Комментарии

План

1. Выписать слово.

2. Произвести морфемный разбор.

3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26.

4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень.

5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему.

6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.

При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу.

На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо.

- Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме.

При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.

I. Бес про светн ым

1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п.

подсветить

3. бесспорный пролесок летний

бескрайний прогорел телефонный

бесславный продавать лунный


II. Бес просветн ый ← просвет (преф.-суффикс. способ)

Установите соответствия между понятиями и определениями:

а) корень 1) Значимая часть слова, которая

стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов

б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в

которой заключено их основное значение

в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для

образования новых слов

г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов и выражения

значений рода, числа, падежа

д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих

аффиксов

Корень слова

1. Все ли слова родственные?

Упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;

Кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;

2. Есть ли здесь родственные слова?

Однажды кот подкрался к попугаю:

Сейчас тебя я, братец, попугаю.

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шел косой.

3. Сгруппируйте все слова по корням:

Косица, косить, косичка, косовище, косынка, наискось, косища, косарь, косогор, скосить, косыночка, сенокос, косоватый, искоса;

Летчик, улетучиться, по-летнему, летучий, летчица, летний, летательный, летом, летать;

Топить (печку) , топка, топать, потопить (корабль), топлёное (молоко), утопающий, истопник, топот, растопка, топливо;



Косить (траву), косить (глазом), прикосновение, косцы, косичка, косой (заяц), касательная, окосеть, косарь, скошенный (луг), коса (девичья), коснуться;

Гореть, горец, горный, загорать, гора, горе, горняк, горевать,

сгорать, горянка, горючие (слёзы), пригорок, сгорание, угореть,

горелка, нагорный, погорелец, горняцкий, горестный, огорчиться.

Созреть, зоркость, зрение, зрелый, взирать, зрячий, зреть в

корень, зреет, призреть, перезрелый.

Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?

4. Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

5. Найдите «третье лишнее»:

Потолок, пот, потливый;

Сыр, сырость, сырок;

Море, морщина, морской;

Боль, больница, большой;

Умереть, замирать, примирение;

Росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?

Флексия

1. Какие слова имеют окончание, какие не имеют?

2. Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?

Читайте также: