Организация производственной инфраструктуры предприятия. Производственная инфраструктура в экономике г

Сущность организации производства заключается в создании условий, обеспечивающих правильное ведение технологического процесса приготовления пищи.

На каждом предприятии в соответствии с технологическим процессом выпуска продукции организуются производственные подразделения, которые формируют его производственную инфраструктуру.

Под производственной инфраструктурой предприятия понимается состав его производственных подразделений (участников, отделений, цехов, производств), формы их построения, размещения, производственных связей.

На производственную структуру предприятия оказывают влияние различные факторы: характер выпускаемой продукции, особенности технологии ее изготовления, масштаб производства, формы производственных связей с другими предприятиями.

По производственной структуре предприятия можно отнести к следующим видам: заготовочное, изготавливающее полуфабрикаты различной степени готовности для снабжения ими доготовочных, магазинов кулинарии и розничной торговли: доготовочные, работающие на полуфабрикатах; предприятия с полным циклом производства, работающие на сырье.

Производство - это крупное подразделение, которое объединяет цехи.

Цех - это обособленная в технологическом отношении часть предприятия, в которой протекает законченный процесс производства. В зависимости от характера технологического процесса и объема работы цехи могут иметь производственные участки, отделения или поточные линии.

Производственный участок - это часть предприятия, где осуществляется законченная стадия производственного процесса.

Производственной стадией называется технологически законченная часть производственного процесса.

Отделения - более крупные производственные подразделения, которые могут быть созданы в крупных цехах и на производствах как промежуточная ступень между производственным участком и цехом или производством.

В цехах, отделениях, производственных участках организуются рабочие места.

Рабочее место - это часть предприятия, на которой процесс труда выполняется одним или группой работников, выполняющих определенные операции.

Различают предприятия с цеховой структурой и бесцеховой.

Цеховая структура организуется на предприятиях, работающих на сырье, с большим объемом производства. Цехи подразделяются на заготовочные (мясной, рыбный, птицегольевой, мясо-рыбный, овощной), доготовочные (горячий, холодный), специализированные (мучной, кондитерский, кулинарный). На предприятиях общественного питания, работающих на полуфабрикатах, организуется цех доработки полуфабрикатов, цех обработки зелени.

В каждом цехе организуются технологические линии. Технологической линией называется участок производства, оснащенный необходимым оборудованием для определенного технологического процесса.

Бесцеховая структура производства организуется на предприятиях с небольшим объемом производственной программы, имеющих ограниченный ассортимент выпускаемой продукции на специализированных предприятиях (закусочных, шашлычных, пельменных, вареничных и др.).

Состав помещений предприятий общественного питания и требования к ним определяются соответствующими СНиП. Различают пять основных групп помещений:

Складская группа - предназначена для кратковременного хранения сырья и продуктов в охлаждаемых камерах и неохлаждаемых кладовых с соответствующими режимами хранения;
- производственная группа - предназначена для переработки продуктов, сырья (полуфабрикатов) и выпуска готовой продукции; в состав производственной группы входят основные (заготовочные и доготовочные) цехи, специализированные (кондитерский, кулинарный и др.) и вспомогательные (моечные, хлеборезка);
- торговая группа - предназначена для реализации готовой продукции и организации ее потребления (торговые залы с раздаточными и буфетами, магазины кулинарии, вестибюль с гардеробом и санузлами и др.);
- административно-бытовая группа - предназначена для создания нормальных условий труда и отдыха работников предприятия (кабинет директора, бухгалтерия, гардероб персонала с душами и санузлами и др.). Все группы помещений связаны между собой. Разработаны следующие требования к компоновке помещений: все группы помещений должны размещаться по ходу технологического процесса: вначале складские, производственные, затем торговые, с ними должны быть удобно взаимосвязаны административно-бытовые и технические помещения;
- взаимное расположение основных групп помещений должно обеспечить кратчайшие связи между ними без пересечения потоков посетителей и обслуживающего персонала, чистой и использованной посуды, полуфабрикатов, сырья и отходов;
- следует стремиться к компактной структуре здания, предусматривая возможность перепланировки помещений в связи с изменением технологии производства;
- компоновка всех групп помещений должна удовлетворять требованиям СНиП, санитарным и противопожарным правилам;
- все производственные и складские помещения должны быть непроходными, входы в производственные и бытовые помещения - со стороны хозяйственного двора, а в торговые помещения -с улицы; они должны быть изолированы от входов в жилые помещения;
- компоновка торговых помещений производится по ходу движения посетителей; предусматривается возможность сокращения их передвижения и обеспечение эвакуации людей в случае пожара.

Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда. “Общественное разделение труда - это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности” . Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту. Отношения в данном случае складываются внутри деятельности одного производителя. С развитием кооперации и появлением различных форм предприятий происходит отделение вспомогательных функций, которые затем персонифицируются. В этом случае можно рассматривать не сами действия, а деятельность по отношению к продукту. Дальнейшее развитие рынка, расширение границ товарно-денежных отношений привело к выделению производства вспомогательных услуг из рамок компаний-потребителей в специализированные фирмы. “...Трудовая операция, бывшая еще вчера одной из многих функций одного и того же товаропроизводителя, сегодня, быть может, ... обособляется как нечто самостоятельное и именно поэтому посылает на рынок свой частичный продукт как самостоятельный товар” . Таким образом, образовалась внешняя и внутренняя производственная инфраструктура. Первая состоит из независимых специализированных предприятий, а вторая - из производителей вспомогательных услуг в рамках основного производства.

По мере развития производства и увеличения объемов готовой продукции и товарных запасов, которые составляют часть совокупного общественного продукта в виде средств труда и предметов потребления, которые вышли из процесса производства, но не вступили еще в процесс потребления, возникла потребность выделять значительную часть живого и овеществленного труда для хранения и перемещения запасов. Процесс обращения продукта соединяет последовательные звенья производства, возникающие благодаря общественному разделению труда, становится его необходимым условием. При этом, “какова бы ни была общественная форма запаса продуктов, его сохранение требует издержек: построек, тары и т.д. для хранения продукта; оно требует также, в зависимости от природы продукта, больше или меньше труда и средств производства, которые приходится затрачивать для предотвращения вредных влияний. Чем выше общественная концентрация запасов, тем относительно меньше становятся эти издержки” . Вследствие этого стали образовываться целые отрасли экономики, где создаются условия функционирования предприятий.

Таким образом, с начала происходит деление функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем внутри предприятия, потом выделение субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия, которые постепенно формируются в отрасли. Их продукт становится самостоятельным, услуга продается как товар, но смысл остается прежний - это обеспечение условий функционирования основного производства. Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что при общественном разделении труда происходит персонификация отдельных функций, в процессе выделения основного и вспомогательного производства, между которыми возникают отношения. Каждое из предприятий основного и вспомогательного производства является субъектом. Субъекты вспомогательной производственной деятельности выступают агентами субъектов основной производственной деятельности, потому что они отделяются от основного производства. Целью товаропроизводителя является продукт как результат основного производства, поэтому, исходя из рационального построения процессов производства, он делегирует часть своих функций, которые непосредственно не участвуют в достижении цели, вспомогательным субъектам. Следовательно, субъекты производственной инфраструктуры выступают агентами, обеспечивающими достижение цели товаропроизводителя.

Основополагающим фактором разделения труда является возможность обмена. “Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности, или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок не значителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей” . Следовательно, чем шире границы обмена, и тем больше экономическое пространство, тем более развита должна быть производственная инфраструктура.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и организаций региона, а косвенным образом и уровень жизни населения. Для нормально функционирующей рыночной экономики необходимы резервы всех видов ресурсов, и инфраструктурные мощности тоже не являются исключением. Согласно мнению многих специалистов, резерв мощностей производственной инфраструктуры должен находиться на уровне 30-35% от потребляемой мощности, в противном случае нарушаются взаимодействия субъектов воспроизводственного процесса, ритмичность снабжения предприятий, срываются сроки поставок грузов по контрактам, затрудняется исполнение хозяйственных договоров .

В отечественной экономической литературе, также как и в зарубежной, производственную инфраструктуру рассматривают, чаще всего, с точки зрения эмпирического, отраслевого и технического подходов. Например, производственную инфраструктуру определяют как “отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, включая энергоснабжение, и др.” или, к примеру, более поздняя дефиниция, но также демонстрирующая отраслевой подход “группу отраслей, от которых в большей степени зависит бесперебойность и эффективность всего общественного производства в целом. Сюда относятся, прежде всего, транспорт всех видов - железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом общественного производства” . Другое определение, которое также можно отнести к наиболее распространенным, но уже отражающее функциональный подход: “Производственная инфраструктура - это комплекс инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для размещения и успешного функционирования предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства”

74,184]. На первое место ставится целевая функция производственной инфраструктуры, которая определена как создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий материального производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде “целого ряда блоков, связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями” . В этом определении подчеркивается прежде всего непосредственное взаимоотношение различных “блоков” с товаропроизводителем. В данном случае, товаропроизводитель представляет ядро, на которое направлено действие вторичного уровня предприятий инфраструктурного обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство традиционно выступают в качестве потребителей услуг производственной инфраструктуры. В ходе строительства создается материальный продукт в виде сооружений, поэтому данный вид деятельности представляет собой часть материально-вещественного производства, поэтому далее под материальным производством будем понимать только производство, связанное с изготовлением материальных предметов, вещей и вещественных ценностей, а именно: промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Все многообразие определений производственной инфраструктуры в отечественной экономической литературе можно разделить на две группы: первую группу, самую большую, составляют определения в которых производственная инфраструктура рассматривается как “совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства” (Волощук Г.А., Игнатьев А.М., Игнатьева С.И., Джаббаров Р.Т., Сидорович А.В., Титов А.Б., Чернявский И.Ф. и др.); вторая группа состоит из определений, рассматривающих производственную инфраструктуру как “инженерно-технические сооружения, обеспечивающие эффективное функционирование основного производства” (Васильева Н.М., Котилко В.В., Полунина Г.В., Серов Е.В., Солюс Г.П. и др.). Неоднозначное понимание производственной инфраструктуры, в данном случае, вызвано тем, что многие определения, как правило, исходят из какого-либо одного аспекта системного подхода, а также различного уровня охвата отношений в экономике (на уровне всей экономики, региона, отрасли или отдельного предприятия), что и предопределяет существование различных дефиниций данного понятия.

Структурная организация производственной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, периодическими и социальными связями, которые сориентированы целевым образом. Функциональная структура обеспечивает движение производственной услуги в соответствии со стадиями производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Отраслевая структура организует виды производственных услуг и их материально-техническую базу в соответствии с общественным разделением труда, обусловленным потребностями хозяйствующих субъектов. Пространственная структура отображает территориальное использование производственных услуг и размещение элементов производственной инфраструктуры. Организационно-управленческая структура характеризует административно-хозяйственное устройство. Периодическая структура характеризует выгодность использования внешней или внутрипроизводственной инфраструктуры в различные периоды времени. Так, например, по мнению экспертов, автомобильные услуги сторонних организаций в первые два года после приобретения собственных автотранспортных средств обходятся на 20% дороже, чем собственные, но через два года после эксплуатации автомобиля иногда выгоднее приобретать данные услуги у специализированных предприятий, поскольку затраты на ремонт, как правило, дороже стоимости самой услуги . Социальная структура отражает структуру работающих по уровню образования, доходов, по полу и другим признакам. В результате диалектического взаимодействия всех аспектов структурной организации производственная инфраструктура представляет собой совокупность экономических связей с хозяйствующим субъектом.

Внутренняя организация системы производственной инфраструктуры представляет собой совокупность сфер деятельности и их связей (отношений). Один элемент системы может быть заменен совершенно другим, несхожим по внутренним особенностям, но если при этом функциональные свойства данного элемента в системе остались прежними, то следует считать, что никаких изменений в структуре не произошло. Например, если в рамках определенного территориально-производственного комплекса закрыли тепловую электростанцию и заменили ее вновь построенной гидроэлектростанцией, то структура территориально-производственного комплекса от этого не меняется, хотя по внутренним характеристикам тепловые и гидростанции имеют весьма мало общего.

Взаимосвязь между структурой и функциональными возможностями системы производственной инфраструктуры можно сформулировать следующим образом: чем разнообразнее отраслевой набор производственной инфраструктуры, тем богаче ее функциональные возможности. Если определить целевую функцию производственной инфраструктуры только как обеспечение общих (внешних и внутренних) условий непосредственно технологического процесса, то структура системы производственной инфраструктуры будет определяться набором предприятий, оказывающих вспомогательные услуги технологическому процессу хозяйствующего субъекта. Если целевую функцию определить как создание общих условий функционирования предприятия в целом, то внутренняя организация производственной инфраструктуры расширяется, и традиционный состав дополняется теми сферами, привлечения которых требует рыночная среда или предприятие сочтет их привлечение целесообразным, например, банковское, информационное обслуживание, НИОКР, деловые услуги, в этом случае элементы внешней среды могут стать внутренними элементами системы производственной инфраструктуры.

В экономической литературе, чаще всего, исследуется отраслевая организация системы производственной инфраструктуры. Различный набор элементов в ней зависит от условий хозяйствования. Так, например, в условиях административно-командной системы предприятиям материального производства требовалось, как правило, лишь обслуживание основного технологического процесса, перемещение и хранение готовой продукции. Для успешного функционирования в условиях рыночной экономики у предприятий возникает потребность в более широком ассортименте вспомогательных услуг. Вообще, формирование новых субъектов производственной инфраструктуры как агентов основного производства по обеспечению условий производства происходит с целью снижения издержек и повышения эффективности и качества выпускаемой продукции.

В качестве основных критериев отбора услуг, относящихся к производственной инфраструктуре, целесообразно принять следующие: 1) непосредственное или косвенное их отношение к обслуживанию процесса основного производства; 2) влияние на величину издержек предприятия, связанных с его деятельностью. Применяя данные критерии, помимо субъектов материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания, которые традиционно относят к производственной инфраструктуре, мы считаем, что к производственной инфраструктуре целесообразно отнести такие предприятия, которые занимаются рекламой, инжинирингом, маркетинговым обслуживанием, консультациями по вопросам управления; информационным обслуживанием потребностей предприятий материального производства (по хранению и обработке информации, услуги баз данных, производство программного обеспечения). Таким образом, внутренняя организация производственной инфраструктуры динамична и со временем меняется под воздействием появления новых потребностей у хозяйствующих субъектов, поэтому производственную инфраструктуру недостаточно определять строго установленным перечнем предприятий, так как для включения в производственную инфраструктуру того или иного вида деятельности необходимо появление объективных предпосылок. Такой предпосылкой, на наш взгляд, является потребительная стоимость или востребованность услуги хозяйствующим субъектом. Из этого следует вывод, что набор элементов в системе производственной инфраструктуры может отличаться для предприятий различных сфер деятельности и содержать элементы, входящие в другие виды инфраструктуры только в той части своей деятельности, которая непосредственно затрагивает работу того или иного предприятия.

Такой подход позволяет учесть в производственной инфраструктуре те виды деятельности, которые, как правило, относят к другим видам инфраструктур. Так, например, всю деятельность предприятий информационной сферы относят к информационной инфраструктуре. С нашей точки зрения, из разнообразного спектра информационных услуг целесообразно вычленить информационное обслуживание предприятий материального производства и отнести его к производственной инфраструктуре. Другим примером может служить оптовая торговля, которая относится к коммерческой инфраструктуре, но при взаимодействии с товаропроизводителями она является элементом производственной инфраструктуры. Аналогично можно рассуждать и относительно банка, который по своим функциям, при совершении финансовых сделок на рынке, выступает как элемент финансовой инфраструктуры, а при текущем обслуживании предприятий материального производства - как элемент производственной инфраструктуры, так как данные услуги банка оказывают косвенное, а в некоторых случаях и непосредственное, влияние на основной процесс производства и способствуют экономии издержек предприятия. Причем именно в условиях рыночной экономики банки могут оказать самое непосредственное влияние на производственную деятельность предприятий. В данном случае банк как элемент производственной инфраструктуры выполняет одну из самых важных функций - обслуживает движение денежных потоков предприятия, поэтому пренебречь влиянием банковских структур на отношения между элементами системы нельзя.

Инфраструктура региона (или территории) в целом представляет собой “комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социоприродохозяйственной системы региона” . Производственная инфраструктура региона (ПИР) является составной частью инфраструктуры региона. При функционировании ПИР на ряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами используются природные, следовательно, производственная инфраструктура региона связана с системой отношений природопользования, которая “осуществляется по поводу естественных условий производства, технических, химических, биологических средств производства, живого труда и продукта” . Поэтому систему производственной инфраструктуры региона целесообразно рассматривать как составную часть региональной социоприродохозяйственной системы, поскольку последняя включает в себя “акты производственно-экономических отношений, потребителей, воспроизводителей и будущих пользователей природных благ” . Таким образом, ПИР представляет собой сферы деятельности, создающие условия для воспроизводства, соединения факторов производства и формирования полезности и затрат хозяйствующих субъектов региональной социоприродохозяйственной системы.

Литература:

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А.Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1989. - 240 с.

2. Авилова В.Холдинги как реальность нашей экономики //Российский экономический журнал. - 1994. - №2. - С.24-30

3. Агапова Т.Н.Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее измерения. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 198 с.

4. Акопопов И.А., Анашин Ю.А., Павлов И.А., Малинин В.Л.О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1 - С.25-30.

5. Баликоев В.З.Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: ТОО “ЮКЭА”, НПК “Модус”, 1996. - 416 с.

6. Барр Р.Политическая экономия: в 2-х тт. - Т.2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1995. - 752 с.

7. Белоусова Н.И., Васильева Е.М.Методы оценки уровня обеспеченности производственной инфраструктурой народного хозяйства //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.49-50.

8. Беркович Л.А.Холдинговая приватизация: плюсы и минусы //ЭКО. - 1992. - №9 - С.77-87.

9. Бобылев С.Н.Экологические аспекты развития инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.81-83.

10. Бункина М.К., Семенова В.А. “Макроэкономика (основы экономической политики)”. - М.: АО “ДИС”, 1996. - 320 с.

11. В Волгограде изобрели приворотное зелье для инвесторов //Деловое Поволжье. -1998. - №3. - С.1

12. Васильев Н.М. К вопросу оценки деятельности производственной инфраструктуры (на примере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства) //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.33-35.

13. Власов В.В.Япония: производственная инфраструктура. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 182 с.

14. Васина В.А.Исследование взаимосвязей региональной производственной инфраструктуры Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1986. - 137 с

15. Волощук Г.А.Инфраструктура торговли. - Киев: Высш шк.., 1989. - 222 с.

16. Громов Г.В.Очерки информационной технологии. М., 1992.

17. Господин Великий Новгород //Автомобильный транспорт. - 1998. - №7. - С.29-35

18. Глазьев С.Центральный банк против промышленности России //Вопросы экономики. - 1998. - №1. - С.16-32

19. Грушенко В.Л., Фомченкова Л.В.Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1 - С.31-38.

20. Джаббаров Р.Т.Моделирование развития производственной инфраструктуры региона //Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1983. - 124 с.

21. Джаббаров Р.Т.О некоторых особенностях производственной инфраструктуры региона и принципах ее планирования и моделирования Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1982. - 141 с.

22. Дубова М.Д.Экономика региона: (учебное пособие). ВАГС. - Волгоград: ИПК “Царицын”. 1997. - 224 с.

23. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1994. - 342 с.

24. Игнатьев А.М., Игнатьев С.И., Крутик А.Б.Госпредприятие: регулирование деятельности и инфраструктура/Под науч. ред. проф. Крутика А.Б. - СПб:Изд-во СПбУЭФ, 1995. - 161с.

25. Иншаков О.В.Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995. - 450 с.

27. Кокорев В.Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек //Вопросы экономики. - 1996. - №12. - С.61-72

28. Киперман Г.Я., Сурганов Б.С.Популярный экономический словарь. - М.: Экономика, 1993. - 252 с.

29. Кириллова О.Ю.Эффективность фирмы и ее инфраструктуры //Управление персоналом. - 1997. - №4. - С.30-30. 30.Косенков Р.А.Диагностика качества экономического роста и развития предприятий: Учебное пособие. - Волгоград: Издательство ВолгПИ, 1988. - 112 с.

31. Котилко В.В.Современное состояние и проблемы комплексного территориального планирования производственной инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.214-217.

32. Коуз Р.Фирма, рынок и право. - Пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД” при участии изд-ва “Catallaxy”, 1993, - 192 с.

33. Крылова Н.Формирование инфраструктуры приватизации //Вопросы экономики. - 1993. - №4. - С.87-92

34. Лившиц В.Н., Тараканова И.А.Системный анализ эффективности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры //Сб.: Эффективность развития инфраструктуры народного хозяйства. М., 1990

35. Ломовцева О.А.Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. - 342 с.

36. Львов Ю.А.Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП “Формика”, 1992 - 383 с.

37. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2 - М.: Республика, 1992. -400с.

38. Макроэкономические тенденции в сентябре 1998 года //Экономическое развитие России.- 1998. - Т.5. - №11. - С.3-9

39. Малахов С.Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия(двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.89-102

40. Малахов С.Трансакционных издержки в российской экономике //Вопросы экономики. - 1997. - №7. - С.77-86

41. Малое предпринимательство //Экономика и жизнь. - 1997. - №40. - С.4

42. Малый бизнес: между Сциллой налогов и Харибдой бюрократии //Экономика и жизнь. - 1998. - №7. - С.1

43. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1983. - 905 с.

44. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Процесс обращения капитала. - М.: Политиздат, 1984. - 650 с.

45. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.., Т.26, Ч.1, С. 413.

46. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.1. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 357 с.

47. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.2. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 310 с.

48. Маршалова А.С.Новоселов А.С.Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/НГАЭиУ. - М.: ОАО Издательство “Экономика”, 1998. - 192 с.

49. Масличенко Ю.Перспективы неформального партнерства, или оценка эффективности вхождения в состав холдинга /Экономика и жизнь.- 1995.- №35. - С. 7.

50. Медведев В.А.Общественное воспроизводство и сфера услуг. - М.: Экономика, 1968. - 206 с.

51. Мильчакова Н. КО проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом //Российский экономический журнал.- 1997.- №2.- 19-26 с.

52. Милюков А.Десятки маленьких монополистов //Деловое Поволжье. - №7. - 1997. - С.4

53. Милюков А.Утром деньги - вечером телефон. Так будет? //Деловое Поволжье. - 1997. - №6. - С.4

54. Михайлов Д.Финансово-промышленные группы: специфика России //Мировая экономика и международные отношения.- 1997.-№ 4.-120-130 с.

55. Моргунов В.Новое в порядке определения амортизационных отчислений //Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. - 1998. - №4. - С.4

56. “На гребнях рыночных волн” //Экономика и жизнь. - 1998. - №6. - С.2

57. На пороге сотового бума //Профиль. - 1998. - №1. - С.41

58. Настольная книга работника местного самоуправления. - Волгоград: ВАГС, 1997. - 250 с.

59. Никелс У., Макхью Д., Макхью С.Постижение бизнеса: пер. с англ. - Тольятти: “Издательский дом ДОВГАНЬ”, 1996. - 928 с.

60. Никитин С., Глазова Е., Степанова М.Мировые цены: особенности формирования //Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №3 - С. 5-18

61. Норт Д.Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. Нестеренко А.Н. - М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. - 180 с.

62. Норт Д.Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы экономики - 1997. - №3. - С. 6-17

63. Носова С.С.Инфраструктура в системе общественного производства. - М.: Наука, 1982. - 81 с.

64. Носова С.С.Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. - М.: Высшая Школа, 1983. - 127 с.

65. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник /под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.:ПРОМО-Мдеиа, 1995. - 608 с.

66. Осипов В.А.Региональная экономика (экономический потенциал и проблемы развития регионов): Учеб. Пособие/ ДВКИ. Владивосток, 1994. -69 с.

67. Пезенти А.Очерки политической экономики капитализма. - Т.2. - М.: Прогресс, 1976. - 885 с.

68. Петраков Н.Я.Создание эффективного собственника //Экономическая наука современной России. - 1998. - №1. - С.67-73.

69. Политическая экономия: словарь/ Под ред. Ожерельева О.И. и др. - М.:Полит издат, 1990. - 607 с.

70. Полунина Г.В.Критика современных буржуазных концепций инфраструктуры //Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции

" обозначают хозяйственную подсистему, которая создает оптимальные условия для развития материального производства, в частности, путем создания транспортных путей, инженерных систем и т. д.

Необходимо отметить, что обязательным условием освоения необжитых территорий служит наличие хорошо развитой производственной инфраструктуры. Если она присутствует, то заселение происходит очень быстро и организованно. Поскольку производственная инфраструктура привлекает на определенную территорию новые компании, способствует увеличение эксплуатации природных ресурсов и развитию промышленности. А эти факторы, в свою очередь, увеличивают приток населения.

Особенности производственной инфраструктуры

Прежде всего, производственную инфраструктуру отличают определенные специфические черты:

  • , полученная от производственной сферы, является неотъемлемой частью национального дохода;
  • благодаря производственной инфраструктуре происходит преобразование продукта в качественно новую форму;
  • для развития народного хозяйства она имеет не меньшее значение, чем любая из отраслей экономики;
  • она развивается и функционирует по территориальному принципу, который выражается в специфическом размещении в пространстве ее материально-технической базы;
  • производственная инфраструктура была выделена в группу обособленных отраслей в связи с территориальным разделением труда.

Из каких элементов состоит структура производственной инфраструктуры?

Производственная инфраструктура состоит из следующих элементов:

  • Транспорт. Причем в нее включаются все его виды, начиная от промышленного транспорта и заканчивая электротехническим.
  • Система связи.
  • Системы, основным предназначением которых выступает обеспечение материальными ресурсами производственного процесса. Имеются в виду различные склады, службы снабжения и т. д.
  • Инженерная система, включающая в себя инженерное обеспечение всех видов.
  • Природоохранная и рекреационная системы.

Функции производственной инфраструктуры

Будучи одной из подсистем народного хозяйства, она выполняет ряд уникальных функций:

  • обеспечивает обмен между отдельными компонентами территориальной инфраструктуры хозяйства;
  • выступает в качестве материальной базы в процессе осуществления хозяйственных связей;
  • обеспечивает сохранность производственного потенциала и созданной продукции;
  • является своеобразной сосудистой системой в организме народного хозяйства;
  • повышает уровень социальной и территориальной мобильности среди населения;
  • вовлекает в производственный процесс новые районы;
  • организует экономическое пространство в стране;
  • обеспечивает разделение труда по географическому принципу.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

2.9.1. Общие требования

Выше отмечалась необходимость установления четкого взаимодействия в работе между производственными подразделениями и службами производственной инфраструктуры предприятия. Недооценка этого, заключающаяся в отсутствии

развитой инфраструктуры, адекватной основному производству предприятия, ведет в целом к серьезным экономическим потерям. В условиях централизованного планирования и административно-командной системы управления народным хозяйством это имело место. В результате отсталое ремонтное, энергетическое, инструментальное или транспортно-складское хозяйство постоянно сдерживало темпы развития экономики страны в целом, не говоря уже о больших экономических потерях отдельных предприятий. Ошибочным, кстати, на наш взгляд, было введение понятия “вспомогательные рабочие”, что в конечном счете приводило к недооценке или пренебрежительному отношению к этой важной сервисной деятельности как на предприятиях, так и в региональном и национальном масштабе. Если производство и работники - вспомогательные, то соответственно и уровень механизации труда и квалификация низкие, а оплата такого труда намного ниже, чем в основном производстве.

Поэтому авторы, сохраняя устоявшийся в отечественной литературе и учебниках термин “вспомогательный” (например, вспомогательные процессы и т.п.), в то же время считают, что более правильными следует считать понятия “сервисный”, “сфера технического обслуживания” (вместо вспомогательного производства или вспомогательного хозяйства), “производственная инфраструктура предприятия”.

Необходимо отметить, что ряд ведущих экономистов страны в свое время ставил вопрос о более правильной трактовке вышеуказанных понятий. В качестве примера можно привести работу В.А. Летенко и О.Г. Туровца “Организация машиностроительного производства: теория и практика” (М.: Машиностроение, 1982), где глава VI названа “Организация производственной инфраструктуры”, хотя там же первый раздел этой главы - “Организация вспомогательного хозяйства предприятий и основные задачи ее совершенствования”. В учебнике А.Н. Антонова и Л.С. Морозовой “Основы современной организации производства” раздел 8.1, как и раньше в литературе, назван “Организация вспомогательных хозяйств предприятий”.

Авторы настоящего пособия в дальнейшем изложении придерживаются более современного термина “организация производственной инфраструктуры предприятия” (допустимо: “организация технического обслуживания или технического сервиса на предприятии”).

Под производственной инфраструктурой предприятия понимается комплекс звеньев, обслуживающих (обеспечивающих) производство материалами, сырьем, энергией, комплектующими изделиями и полуфабрикатами, технологической оснасткой и инструментом, а также поддерживающих средства технологического оснащения (в первую очередь - технологическое оборудование) в работоспособном состоянии.

Комплекс вышеуказанных работ и составляет содержание технического сервиса (обслуживания) производства, состав подразделений которого включает инструментальное, ремонтное, энергетическое, транспортное и снабженческо-складское хозяйства на предприятии. Иногда этот состав расширяют за счет других элементов организации производства, но костяк его инфраструктуры составляют именно эти структурные единицы предприятия. Состав инфраструктуры определяется потребностями основного производства предприятия.

Следует подчеркнуть, что работа подразделений производственной инфраструктуры предприятия во многом определяется особенностями основного производства (прежде всего его типом и формами), а также взаимодействием между предприятием и внешней средой.

Система организации производственной инфраструктуры должна быть адекватной организации основного производства на предприятии. Эта система по существу включает функции по обеспечению технической готовности средств технологического оснащения (СТО) и движения предметов труда в процессе производства. Она является важнейшей подсистемой ОЭС предприятия, прямо не участвующей в создании основной продукции, но активно способствующей нормальной работе цехов основного производства.

Недооценка роли организационно-экономической системы производственной инфраструктуры (ОЭС ПИ) предприятий, как

известно, привела в нашей стране к существенному сдерживанию роста производительности труда и эффективности производства на предприятиях, низкому уровню механизации труда в этой сфере, необоснованному увеличению численности работающих в ней, невысокому уровню их квалификации и оплаты труда.

Повторяем, что этому способствовал установленный в условиях социализма низкий статус производства, названного тогда “вспомогательным” и соответственно “вспомогательных рабочих” в народном хозяйстве страны. Чтобы не наступать дважды на одни и те же грабли, следует считать (как это и принято в развитых странах мира) всех работников предприятия по выполняемым ими функциям, специально не разделяя их на основные (“привилегированные”) и вспомогательные (“второстепенные”) категории. Тем самым поднимаются статус, роль и значение работников любой сферы деятельности, включая сферу технического сервиса на предприятиях.

Подчеркнем, что такое отношение в части изменения роли и содержания функций технического сервиса на предприятии переводит их из разряда второстепенных, которым уделяется мало внимания, в разряд определяющих, что требует новых подходов к формам и методам работы в производственной инфраструктуре предприятия.

Отсюда вытекает необходимость подготовки нового типа работника не узкого, а широкого, универсального профиля для ОЭС ПИ, быстро адаптирующегося к условиям рыночной экономики, готового к постоянному совмещению профессий (особенно на малых предприятиях), умеющего выполнять большой комплекс работ по техническому сервису (т.е. функции слесаря-инструментальщика, электрика, наладчика, ремонтного рабочего и т.п.).

Еще при социалистическом укладе жизни в стране доказали свою эффективность бригадные формы организации труда, комплексная организация и технология производства (включая, как в то время называли, “вспомогательные технологические процессы” дополнительно в структуру основных).

Таким образом, все операции производственного процесса должны подвергаться организационно-технологической об

работке и техническому нормированию. На предприятии должен составляться единый комплексный технологический процесс. Это достигается на базе четкой регламентации всех работ на предприятии, включая выполнение функций по техническому сервису (обслуживанию) производства.

В процессе такой регламентации разрабатывается необходимая нормативная, организационно-методическая и технологическая документация, на основе которой функции сервиса увязываются с графиками работы основных производственных подразделений предприятия. В целом ОЭС ПИ должна быть направлена на повышение эффективности производства, максимальное сокращение длительности производственного цикла и минимальные затраты на ОЭС ПИ при высоком качестве технического обслуживания производства.

Современные тенденции развития производственной инфраструктуры предприятий сводятся к решению трех основных проблем:

  • - повышению организационно-технологического уровня ОЭС ПИ;
  • - совершенствованию производственной инфраструктуры предприятия в соответствии с требованиями основного производства;
  • - совершенствованию организации и менеджмента производства на основе принципов логистики с рассмотрением основных и обслуживающих процессов, материальных потоков, процессов снабжения и реализации готовой продукции в виде единого комплексного технологического процесса.
  • 2.9.2. Организация инструментального хозяйства

Инструментальное хозяйство предприятия занимает ведущее место в организационно-экономической системе производственной инфраструктуры (ОЭС ПИ). Проектирование и изготовление комплекта технологической оснастки составляет по трудоемкости до 80%, по длительности - 90% общих затрат на технологическую подготовку производства новых изделий.

Затраты на оснащение новых изделий составляют 8-15% себестоимости, а оборотные средства, вложенные в изготовление и приобретение технологической оснастки, - от 15 до 40% общей суммы оборотных средств предприятия. На отдельных предприятиях численность работников инструментального хозяйства составляет 20-25% от числа рабочих, занятых в основном производстве.

Приведенные данные дают представление о том, какую важную роль играет инструментальное хозяйство на предприятии. Учитывая важную роль обеспечения производства технологической оснасткой и специфику инструментообеспече- ния, на предприятиях организуются службы инструментального хозяйства.

Все многообразие структур управления инструментальным хозяйством можно свести к следующему:

  • 1. На средних и крупных предприятиях создается инструментальный отдел или производство.
  • 2. На небольших предприятиях организуется бюро инструментального хозяйства (БИХ) или инструментальная группа.

Важнейшим условием создания эффективной системы организации и управления инструментальным хозяйством на предприятии является соблюдение принципов специализации инструментальных подразделений и централизации. Последний означает необходимость создания на предприятии централизованного органа, несущего полную ответственность за инструментообеспечение производства.

Учитывая тесную органическую связь инструментального хозяйства и технологической подготовки производства, обычно на средних и крупных предприятиях, централизованный орган управления инструментообеспечением подчиняется главному инженеру предприятия или его заместителю, а на небольших предприятиях - главному технологу.

Инструментальные подразделения производственных цехов (например, инструментально-раздаточные кладовые - ИРК) могут быть в непосредственном подчинении инструментального отдела, БИХ (при централизованном управлении)

или в их функциональном подчинении (при децентрализации инструментообеспечения).

Организация эксплуатации технологической оснастки и инструмента, помимо их производства в инструментальном цехе, является основной задачей инструментального хозяйства предприятия и включает следующие функции: организацию работы центрального инструментального склада (ЦИС) и ИРК производственных цехов; обеспечение рабочих мест оснасткой и инструментом; организацию заточки, ремонта и восстановления инструмента; технического надзора. На крупных предприятиях вся работа по эксплуатации технологической оснастки и инструмента централизованно осуществляется через специальный цех эксплуатации.

ЦИС как комплексно-механизированное подразделение осуществляет приемку, проверку, хранение, выдачу и учет движения инструмента на предприятии. Выдача инструмента в эксплуатацию производится через ИРК цехов. Учет в ЦИС ведется по карточкам, в которых указываются наименование, индекс, установленные нормы выдачи инструмента по системе “минимум-максимум запасов” (рис. 2.9).

Сущность этой системы заключается в расчете по определенной методике трех норм запаса инструмента: минимум - максимум - точка заказа и организации непрерывного инструментообеспечения, исходя из мониторинга и сигналов цехов. Выдача заказа на изготовление или приобретение инструмента осуществляется при достижении его запасов точки заказа.

Минимальный запас Z min определяется как произведение среднедневной потребности (И д) на период срочного изготовления или приобретения (Т с):

Максимальный запас инструмента Z max рассчитывается как произведение среднедневной потребности на период поступления партии заказа (Т п) плюс минимальный запас по формуле


Рис. 2.9.

Запас инструмента в точке заказа (Z T3) определяется с учетом периода изготовления очередной партии (Т пар)

Таким образом, запас того или иного вида инструментов в ЦИСе в пределах минимального и максимального уровней поддерживается через “точку заказа”. Минимальный запас является страховым и используется в случае задержки поступления в ЦИС очередной партии заказа.

На основе расчетов потребности в инструментах конкретного вида и с учетом производственных программ цехов инструментальным отделом (БИХ) устанавливаются годовые,

квартальные и месячные лимиты их получения и расхода по каждому производственному цеху предприятия.

В единичном и мелкосерийном производстве общая потребность в инструменте И определяется как сумма произведений норм расхода каждого из используемых в цехах предприятия видов инструмента в течение часа работы оборудования на планируемое число часов работы конкретного типоразмера оборудования Т пл:

где m - число типоразмеров оборудования;

a in - нормы расхода инструмента на час работы оборудования.

В массовом и крупносерийном производстве общая потребность в режущих инструментах определяется как сумма норм расхода инструмента на изготовление 1000 шт. каждой детали, умноженная на число наименований изготавливаемых деталей согласно производственной программе.

Годовая потребность в инструментах определяется корректировкой расходного фонда на величину недостатка (или избытка) по каждому типоразмеру инструмента на ЦИСе и в ИРК цехов.

Восстановление как важный источник пополнения инструмента может покрывать до 1/3 его потребности на предприятии. При этом новый инструмент выдается в ИРК цехов только взамен изношенного. Изношенный инструмент после сортировки направляется на определенные участки инструментального цеха для восстановления.

В условиях часто меняющегося серийного производства используется система выдачи широко применяемого инструментария со склада производственным цехам по разработанной службой технадзора инструментального отдела лимитной карте без оформления соответствующих требований и других документов. При этом сокращается время на оформление выдачи и получение инструментария; упрощается порядок

инструментообеспечения; достигается возможность механизации работ с использованием компьютерных систем.

На производственных участках серийного производства рекомендуется применять планово-предупредительную систему обслуживания рабочих мест инструментарием. В этих цехах создаются группы подготовки производства, возглавляемые диспетчером, а на все деталеоперации составляются инструментально-комплектовочные карты.

На производственных участках единичного и мелкосерийного типа применяется дежурная система инструментального обслуживания, при которой выдача необходимого оснащения осуществляется по требованию с рабочего места (с оформлением соответствующих документов). Подготовка инструментария в ИРК осуществляется заблаговременно по решению диспетчера или мастера, согласно сменно-суточным заданиям. В условиях малоповторяющегося производства целесообразным является создание минимально необходимого запаса оснащения на рабочих местах.

Подчеркнем, что при выборе оптимального варианта системы инструментообеспечения производственных подразделений следует исходить из принципа достижения своевременной и качественной поставки инструмента при минимальных затратах на процессы обслуживания с учетом потерь, вызванных организацией этих процессов.

2.9.3. Организация ремонтного и энергетического хозяйства

На предприятии в процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу, требует постоянного ремонта, в результате чего восстанавливается первоначальное состояние оборудования, а при проведении соответствующей модернизации его технические характеристики могут быть улучшены.

Практика свидетельствует, что затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятиях постоянно увеличиваются в связи с износом, а численность ремонт

ных рабочих нередко достигает 12-15% от общей численности рабочих кадров.

Основной задачей ремонтного хозяйства на предприятии является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования при минимальных затратах на ремонт. Эта задача решается путем эффективной организации текущего обслуживания оборудования в процессе его эксплуатации, своевременного планово-предупредительного ремонта, модернизации устаревшего оборудования, повышения организационно-технологического уровня ремонтного хозяйства на предприятии.

Обычно на предприятиях ремонтным хозяйством руководит главный механик, служба которого включает отдел главного механика, ремонтно-механический цех (РМЦ), склад оборудования и запасных частей. Указанный отдел выполняет конструкторско-технологическую, производственную и планово-экономическую работу по всему ремонтному хозяйству.

Структура РМЦ включает такие участки (отделения), как демонтажное, заготовительное, механическое, сборочное, восстановления деталей и узлов, окрасочное и др. Механики производственных цехов обычно подчинены их руководителям административно, а функционально - главному механику предприятия.

Ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятиях выполняют РМЦ и ремонтные службы производственных цехов. В зависимости от доли работ различают три формы организации: централизованную, децентрализованную и смешанную.

При централизованной форме все виды ремонта, а также техническое обслуживание (ТО) производятся силами РМЦ предприятия. Такая форма организации применяется на небольших предприятиях единичного и мелкосерийного типа производства.

При децентрализованной форме все виды ремонтов и ТО выполняются силами цеховых ремонтных баз (ЦРБ) под руководством механиков цехов. В отдельных случаях, по специальному решению главного механика, РМЦ осуществляет работы по капитальному ремонту оборудования. Указанная фор

ма организации применяется на крупных предприятиях массового и крупносерийного производства.

При смешанной форме организации ремонтных работ наиболее сложные и трудоемкие ремонтные работы производятся силами РМЦ, а ТО, текущие, внеплановые ремонты - силами ЦРБ. Эта форма организации применяется на большинстве предприятий в современных производственно-экономических условиях.

Рациональная организация ремонтных работ на предприятии обеспечивает сокращение времени простоя оборудования в ремонте и повышение степени его использования. Это достигается за счет снижения трудоемкости ремонтных работ благодаря внедрению прогрессивной технологии и организации ремонта, комплексной механизации и автоматизации процессов; специализации ремонтного производства и технического обслуживания; внедрения узлового метода ремонта, когда подлежащие ремонту узлы заменяются отремонтированными или новыми, и др.

Разработанная в нашей стране еще в 1930-х гг. система планово-предупредительного ремонта (ППР) получила затем широкое распространение как на отечественных предприятиях, так и за рубежом. В литературе, включая и последние публикации, эта система широко освещена .

К сожалению, в последние 15 лет в связи с значительными изменениями в промышленности и осуществлением рыночных реформ на отечественных предприятиях хорошо зарекомендовавшая себя система ППР применяется мало. Необходимы научные исследования и поиски новых современных систем технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), применимых для различных условий функционирования объектов хозяйствования.

Так, например, М.В. Виноградова и З.И. Панина в учебном пособии “Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса” по данному направлению работы отмечают следующее: “Так как предприятия сферы сервиса в большинстве своем являются малыми, то для ремонта оборудования здесь все шире применяется фирменное обслу

живание, которое берут на себя специализированные подразделения предприятия-изготовителя. Они осуществляют контроль за условиями эксплуатации и режимом работы оборудования, проводят все виды ремонта. Фирменное обслуживание улучшает качество ремонта, обеспечивает повышение надежности и безотказности работы; сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает их складские запасы”.

Под системой ТО и Р следует понимать совокупность взаимосвязанных норм, положений и мероприятий, определяющих организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования на предприятии.

Сущность системы ТО и Р, как и Единой системы ППР, сводится к тому, что через определенный период работы оборудования на предприятии проводятся конкретные комплексы работ по заранее разработанному графику. Но в отличие от ППР в системе ТО и Р основной упор делается на техническое обслуживание (ТО), основанное на техническом диагностировании, с целью предупреждения отказов в работе оборудования при условии обеспечения максимально возможной его наработки.

ТО - это полный комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования. В него входят отдельные комплексы:

Е - все работы, выполняемые ежесменно производственными рабочими (инструкции по эксплуатации и уходу за оборудованием);

ТО-1 - комплекс работ, выполняемых один раз в неделю;

ТО-2 - комплекс работ, выполняемых один раз в месяц;

ТО-3 - комплекс работ, выполняемых один раз в три месяца;

ТО-4 и ТО-5 - соответственно через шесть месяцев и один

При этом каждый комплекс предусматривает более сложные и трудоемкие работы и в то же время включает работы пред

шествующих комплексов. Кроме Е, все остальные комплексы выполняются ремонтниками комплексной бригады. Работы по ТО составляются на каждую единицу технологического оборудования заводом-изготовителем и фиксируются в карте регламентированного технического обслуживания, которая содержит перечень операций с указанием технических требований и средств технологического оснащения по каждому комплексу работ.

Работы по ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4 и ТО-5 выполняются ремонтниками комплексных бригад, закрепляемых за определенными участками производственных цехов или конкретными видами технологического оборудования. Ремонтные работы могут осуществляться методами послеосмотровых, периодических или принудительных ремонтов.

Техническое состояние технологического оборудования классифицируется на три вида: исправной работы, неисправной работы и простоя из-за отказа. Неисправным считается такое состояние оборудования, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований, установленных НТД. Причем исправное и часть неисправного оборудования работоспособны. Отказ же - это событие, заключающееся в полной потере работоспособности оборудования. Для предотвращения отказа в его работе необходимо по результатам технической диагностики запланировать и выполнить ремонтно-наладочные работы. Схематически это можно представить на рис. 2.10.

Повышение эффективности функционирования ремонтного хозяйства на предприятии достигается использованием прогрессивных форм и методов ТО и Р, из которых рекомендуются следующие:

  • специализация и централизация ремонтно-наладочных работ и различных комплексов (ТО-1...ТО-5);
  • применение передовых методов ремонта (например, агрегатного, узлового, “противопоточного” и др.);
  • индустриализация ремонтных работ;
  • применение групповой технологии и организации ремонта;

Рис. 2.10.

т - диагностический параметр; т 0 - начальное значение диагностического параметра; т и - значение диагностического параметра, соответствующего исправной работе оборудования; т отк - значение диагностического параметра, соответствующего отказу в работе оборудования; s - техническое состояние оборудования

  • комплексная механизация и автоматизация в ремонтном хозяйстве;
  • совершенствование организации и нормирования труда ремонтного персонала, увеличение сменности работы;
  • комплексная подготовка работ по ТО и Р;
  • мероприятия по своевременному обеспечению качественными узлами, запасными частями и др.

График ремонта оборудования характеризуется периодом времени от начала первой до окончания последней операции ремонта. Его строят в прямоугольных координатах: по оси абсцисс в определенном масштабе откладывают время ремон-

та оборудования, а по оси ординат сверху вниз выписывают последовательный перечень ремонтных операций.

Все операции могут осуществляться последовательным, параллельным или параллельно-последовательным методами. Последовательный означает, что последующая ремонтная операция начинается по окончании предыдущей (они зависимы друг от друга). При этом получается самая большая длительность периода ремонта оборудования (Тр тах).

При параллельном методе ремонтные операции выполняются одновременно, т. е. они полностью независимы друг от друга. В этом случае длительность ремонта оборудования (Тр) равна времени выполнения наиболее трудоемкой операции (Тр = t).

В реальных условиях чаще всего прибегают к смешанному (параллельно-последовательному) методу ремонта, когда элементы последовательности проведения ремонтных работ сочетаются с их параллельным выполнением. При этом общая продолжительность ремонта (Тр п _ п) равна сумме длительности всех зависимых операций (Tp n _ n

Таким образом, при разработке графика ремонта оборудования необходимо стремиться, чтобы ремонтные работы (операции) по возможности проводились экономичными методами (параллельным или параллельно-последовательным).

Показателем, характеризующим сокращение продолжительности ремонта, может служить коэффициент экономичности ремонта (Кэ.р):

где Тр.э - длительность ремонта оборудования экономичным (параллельным или параллельно-последовательным) методом.

Разработка организационно-технологической документации на ремонт оборудования заканчивается технико-экономическим обоснованием способов восстановления. Вся организация ремонтного производства строится на основе технологических процессов по изготовлению и восстановлению деталей оборудования. Это производство может быть организовано как на базе РМЦ предприятия, так и на специализированных ремонтных фирмах, выполняющих работы по договорам аутсорсинга.

При определении необходимости сложного (например, капитального) ремонта эксплуатируемого оборудования следует произвести экономический расчет, подтверждающий, что затраты на ремонт значительно меньше стоимости его замены на новое оборудование.

Под научным руководством авторов пособия разработаны методические основы создания рациональной системы технической эксплуатации машин и оборудования (СТЭМО) применительно к технике коммунально-бытового назначения (КБН), эксплуатируемой на предприятиях Подмосковья в современных условиях рыночной экономики.

Основываясь на методах системного анализа, СТЭМО объединяет в единый комплекс три подсистемы: подготовительных решений (ППР), основную функциональную подсистему (ОФП) и подсистему технологического обеспечения (ПТО). Каждая из подсистем имеет в своем составе подцелевой набор (блок) взаимосвязанных между собой функций. Три подсистемы СТЭМО выделены в самостоятельные исходя из выполняемых ими блоков функций для достижения определенных подцелей: ППР - для ведения научно обоснованной подготовки работ по ТО и Р; ОФП обеспечивает выполнение главных функций в системе; ПТО решает организационно-технологические задачи.

Свойство иерархичности, т. е. возможность разделения системы на отдельные функциональные подсистемы, не нарушает ее целостности, так как подцели ППР, ОФП и ПТО подчинены общей цели СТЭМО. Анализируя механизм функционирования СТЭМО, определены две основные группы факторов, влияющих на ее совершенствование: изменчивости (адаптируемость к изменениям, энтропия, вероятностный характер возмущений и параметров системы, инновационные и рыночные факторы воздействия); устойчивости (организационно-технологическая преемственность, унифицированный подход к технологии, оснащению и прогнозированию, создание нормативно-подготовительной базы, эффективность и устойчивость кадрового потенциала). Механизм совершенствования СТЭМО базируется на сочетании направлений изменчивости и устойчивости системы, которые диалектически взаимосвязаны в неразрывном единстве процесса непрерывного развития системы, обеспечивая ее «выживаемость», дееспособность в рыночных условиях хозяйствования.

Привлекая к исследованию системы научный метод метапринципа аналогий, СТЭМО можно рассматривать как стохастическую самоорганизующуюся систему. Исходя из принципов данного метода самоорганизация системы обеспечивается на основе следующего механизма.

  • 1. Система должна быть открытой и находиться далеко от точки динамического равновесия, иначе она не будет способна к оптимальной организации из-за энтропии (организационного беспорядка).
  • 2. Фундаментальный принцип самоорганизации - возникновение и усиление порядка через воздействие случайных внешних факторов (флуктуаций), которые усиливаются с увеличением отклонения от равновесия, постепенно расшатывая существующую форму организации и обеспечивая переход к новой.
  • 3. Самоорганизация опирается на положительную обратную связь, при которой накапливаются изменения в системе и возникает новый организационный порядок. Приобретение открытой системой нового качества при небольших изменениях ее параметров является критической точкой самоорганизации. В критических точках система становится неустойчивой, находясь перед выбором одного из альтернативных путей ее дальнейшего совершенствования.

СТЭМО, находясь под воздействием стохастических факторов, благодаря самоорганизации, внутренней структурной устойчивости сохраняет выживаемость в вероятностной внешней рыночной среде. Флуктуирование системы неизбежно, но оно не должно ее разрушать, а наоборот, повышать ее адаптационные возможности, постоянно рационализируя и совершенствуя систему. Возможное возрастание энтропии внешней рыночной среды предприятия должны гасить ее уменьшением благодаря внедрению самоорганизующихся систем типа СТЭМО.

Нерегулярность, стохастичность воздействий со стороны внешней среды приводят к неопределенности условий поведения системы. СТЭМО характеризуется вероятностным информационным ресурсом, и поэтому преобразование информации является одной из сложных задач эффективной организации данной системы.

Если дискретная случайная величина информации х в системе принимает п значений с разной вероятностью р г -, то согласно теории информации энтропия Н(х) может быть определена как сумма произведений вероятностей различных состояний системы на логарифмы этих вероятностей, взятых с обратным знаком:

Если случайная величина х принимает п значений и каждое из них равновероятно, то энтропия как мера неопределенности (проведя небольшие преобразования предыдущей формулы) будет иметь максимальное значение:

Таким образом, энтропия системы с равновозможными состояниями равна логарифму числа состояний.

Очевидно, энтропия некоторого дискретного процесса, каким является ТО и Р оборудования, в каждый момент времени зависит от числа возможных состояний и их вероятностей. Если одна из вероятностей достоверна = 1), то все остальные будут равны нулю. Анализ

варианта, когда в системе имеется диагностическое измерительное устройство при наличии сигнала помехи, показал, что среднее количество информации на выходе будет уменьшаться с ростом дисперсии ошибки измерения.

По характеру работ система технической эксплуатации исследуемых машин и оборудования предприятий коммунально-бытового назначения (КБН) должна включать следующие стратегии: техническое обслуживание и ремонт.

Если принять структуру ремонтного цикла от начала эксплуатации технических средств как систему ТО и Р, то она будет иметь вид

Эту систему на предприятиях следует применять гибко, в зависимости от фактического уровня технического состояния машин и оборудования (количество ТО в межремонтном периоде - величина переменная).

В предлагаемой системе основное внимание обращается на планируемые виды технического обслуживания с предварительной оценкой технического состояния (диагностикой), а ремонт рассматривается как комплекс операций по восстановлению исправности оборудования в целом или его составных частей, когда объем и содержание профилактических работ выходят за пределы мероприятий по техническому обслуживанию.

По среднестатистическим данным предприятий КБН, как правило, доремонтный период больше послеремонтного примерно на 25%, т. е.

где t Mp и t dop - длительность межремонтного и доремонтного периодов.

Это соотношение предложено в качестве одного из частных критериев правильно организованной системы ТО и Р.

Периодичность технического обслуживания устанавливается исходя из технического состояния оборудования на данный момент времени, его возрастной структуры, условий эксплуатации, уровня квалификации обслуживающего персонала и других факторов. Для планируемого ремонта объем работ не может быть строго определен. Оценка фактического технического состояния оборудования при ТО с предварительным диагностированием обеспечивает корректирование сроков начала его ремонта.

Исследованиями установлено, что в качестве основного критерия оценки разработанной системы технической эксплуатации машин и оборудования целесообразно принять стоимость затрат на проведение работ по ТО и Р, которые должны быть минимизированы:

где Ф -- целевая функция, соответствующая критерию эффективности системы;

L и М - число единиц оборудования в состоянии ожидания ТО и число каналов обслуживания;

Z L и Z M - соответственно средние затраты в час на единицу ожидающего обслуживания оборудования и на содержание одного канала обслуживания.

Отсюда годовой экономический эффект Э г от внедрения новой рациональной системы (второй основной критерий) на конкретном предприятии составит

Э г =(Ф ф -Ф р)Р зф,

где Фф и Ф р - соответственно значение целевой функции в фактической системе технической эксплуатации оборудования и в рациональной системе;

Р э0б - эффективный (полезный) годовой фонд рабочего времени единицы оборудования в часах.

На основе использования теории восстановления Я. Кокса и В. Смита для области внезапных отказов применен пуассоновский закон распределения. Алгоритм прогнозирования ТО и Р машин и оборудования КБН сводится к определению: 1) вида функций, характеризующих интенсивность пополнения парка машин и оборудования; 2) парка технических средств, эксплуатируемых в определенное время; 3) вида функций долговечности; 4) интенсивности восстановления г(ф); 5) числа восстановлений N(t v t 2), которое определяется по формуле

Исследованы закономерности изменения технического состояния машин и оборудования. В общем случае это изменение определяется совокупностью постепенных и внезапных отказов. Совокупное влияние отказов может быть описано функцией вероятности безотказной работы по формуле

где F^t) и F 2 (t) - функции распределения безотказной работы при постепенных и внезапных отказах.

Проведенный анализ показал, что на предприятиях КБН распределение вероятности безотказной работы машин и оборудования подчинено гамма-закону, а при внезапных отказах экспоненциальному. Соответственно плотности функции имеют вид

где г - число повреждений, вызывающих отказ за время t;

со - параметр потока отказов;

X - интенсивность отказов.

Функция изменения технического состояния машины (вероятность безотказной работы) получена в виде выражения

Показатель F(t) определен как основной критерий оценки работоспособности оборудования и машин (частный критерий оценки системы ТО и Р).

Наряду с эксплуатационными факторами, вызывающими отказы машин и оборудования, на них оказывает влияние система технической эксплуатации, восстанавливающая их техническое состояние. Величина восстановления от фактического уровня технического состояния машины перед очередным обслуживанием AF gi благодаря воздействию системы определена по формуле

где F i - техническое состояние перед очередным обслуживанием;

P(F {) - вероятность обнаружения и устранения неисправности при обслуживании. Техническое состояние машин и оборудования перед очередным обслуживанием F ( определено в виде следующего выражения:

где F" - техническое состояние в начале периода; выражение в фигурных скобках - функция изменения технического состояния за межремонтный период.

Внедряя рациональную систему на предприятиях, фиксируется время фактической эксплуатации данного вида оборудования до первого ремонта, оценивается изменение технического состояния по определителю F(t) и уточняется время проведения последующего ремонта исходя из определения критерия t . Такая систематическая оценка осуществляется в течение всего жизненного цикла оборудования (технологического модуля), используя частный критерий определения длительности его эксплуатации по формуле:

где Т э и t HC - время фактической эксплуатации технических средств и их нормативного срока службы.

Энергетическое хозяйство включает энергетическое оборудование, средства передачи энергии, приборы для измерения рабочих параметров и расхода энергии на предприятии.

Обычно руководство энергохозяйством на предприятии осуществляет служба или отдел главного энергетика (ОГЭ), подчиненная главному энергетику (главному инженеру). В состав этого хозяйства могут входить энергетический цех и его подразделения; тепловой цех и служба, включающие котельные, тепловые сети, систему водоснабжения и очистки; газовый цех, состоящий из газогенераторной сети, кислородной и ацетиленовой станций; служба контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики; электро- и теплотехнические лаборатории; компрессорная и вентиляционная станции, пожарная и охранная сигнализация и т.п.

Для выполнения работ ОГЭ должен быть обеспечен необходимой нормативно-технической документацией, принципиальными монтажными, исполнительными схемами и чертежами, перечнями запчастей, комплектующих и покупных изделий, нормами энергетического потребления и нормативами в области энергетического хозяйства на предприятии.

На каждый вид энергетического оборудования заводится картотека с техническим паспортом, в которых фиксируются изменения параметров оборудования, даты выполнения энергоремонтных работ, ответственные исполнители и т.д.

Основными задачами энергетического хозяйства на предприятии являются:

  • - эффективный режим использования энергетических ресурсов (при максимально возможном снижении энергопотерь);
  • - бесперебойное и надежное обеспечение предприятия и его подразделений всеми видами энергии;
  • - максимальное использование мощностей энергоустановок, где производится, передается, преобразуется, распределяется и потребляется энергия любого вида;
  • - повышение эффективности работы, совершенствование нормирования расхода энергоресурсов, снижение эксплуатационных затрат в энергохозяйстве;
  • - систематический контроль за технической эксплуатацией, выполнением правил эксплуатации в подразделениях предприятия, проверка защитных устройств и организация ремонтного обслуживания энергетического оборудования.

Энергоснабжение на предприятиях бывает трех видов: централизованное (энергия поступает от общей энергосистемы); децентрализованное (энергоснабжение осуществляется от собственных установок предприятия) и смешанное (промежуточный вид, когда одни потребители подключены к внешним, а другие - к внутренним источникам энергоснабжения).

Тенденция последнего времени заключается в отходе от излишней централизации в энергообеспечении и использовании эффективных индивидуальных источников энергоснабжения (например, автономные энергосистемы, мобильные и локальные системы отопления, мини-котельные и т.п.).

На предприятиях должен поддерживаться оптимальный режим энергопотребления с устранением всевозможных потерь энергии. Для этого целесообразны постоянная инновационная деятельность в данном направлении, а также внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий и оборудования, улучшение его характеристик, организация оптимальной загрузки, применение бизнес-процессов реинжиниринга, организация надлежащего учета энергозатрат на каждом участке работы и в целом по предприятию.

2.9.4. Организация транспортного и складского хозяйства

Транспортная подсистема на предприятии может быть сравнима с кровеносной системой в организме человека. На предприятие регулярно поставляются сырье и материалы, полуфабрикаты, покупные и комплектующие изделия, запчасти, детали, изделия и другие материальные ценности, необходимые для производства продукции, товаров и услуг. Все это должно определенным образом разгружаться и размещаться на складах, откуда подаваться в производственные цехи и участки, а затем потребителям.

Надежность и качество выполнения транспортно-погрузочных услуг достигается благодаря эффективной организации транспортного хозяйства, призванного обеспечивать перемещение определенных объемов сырья и материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов производства, различных видов грузов, способствовать его рациональной организации, оптимизации грузооборота и грузопотоков продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, наконец, повышению эффективности производства и получению прибыли.

Грузооборотом называется общее количество грузов, перемещаемых в единицу времени (сутки, месяц, квартал, год) по определенному транспортному направлению (пути). Грузовые потоки представляют собой объемы грузов, перемещаемые в конкретном направлении между пунктами погрузки и поставки, под которыми понимаются склады, цехи, участки, отдельные рабочие места.

Логистические методы организации транспортного хозяйства и складирования изложены в соответствующей литературе . Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить общие показатели логистического процесса, т.е. роль склада заключается в создании условий для оптимизации материальных потоков. Таким образом, в системе производственной логистики склад представляет составляющую логистической цепи (элемент логистической системы).

Подчеркнем, что логистический подход является частным случаем общесистемного подхода. Логистический менеджмент решает задачи управления материальными потоками и запасами, управления транспортно-складскими процессами и затратами. В процессе взаимодействия логистического и производственного менеджмента решаются задачи проектирования внутрифирменной логистической системы в части ее технологической составляющей (складское хозяйство, внутрипроизводственный транспорт, подъемно-транспортное оборудование и т.п.). Сегодня логистический менеджмент представляет собой сложную, иерархически структурированную систему производственно-экономических отношений, реализуемую в процессе разработки и принятия организационно-управленческих решений.

Внутрипроизводственный транспорт на предприятии подразделяется на межцеховой, внутрицеховой и межоперационный. По характеру выполняемых работ транспортные средства могут быть периодического (рельсовый, безрельсовый, подвесной, подъемный и др.) и непрерывного действия (элеваторы, транспортеры, конвейеры).

Эффективным методом организации внутрипроизводственного транспорта является установление маршрутов перевозок с использованием кольцевой, маятниковой и лучевой систем. Транспортные средства должны соответствовать организационно-технологическим требованиям обслуживаемых производств. Для стыковки отдельных звеньев транспортной сети предприятия и его технологического оборудования разрабатываются транспортно-технологические схемы.

Показатели транспортного хозяйства предприятия характеризуют количественное использование транспортных средств, дают качественную оценку за время их эксплуатации, производительности (пробеги с грузом и порожние), стоимости перевозок и величину потребных инвестиций.

Что касается транспортного хозяйства предприятия, то склады по объектам обслуживания подразделяются на общепроизводственные и цеховые. Первые в свою очередь делятся на снабженческие, сбытовые, производственные и хозяйственные. Местонахождение складов на предприятии должно обеспечивать кратчайшие (“прямоточные”) пути доставки грузов без перевалки и с минимальными расходами на транспортирование. По устройству помещений склады подразделяются на открытые, полуоткрытые и закрытые. Последние могут быть универсальными и специальными.

Общая площадь склада F o6i4 определяется по формуле

где F n - полезная (грузовая) площадь;

F np - площадь под проходами;

F on - оперативная площадь, занятая приемными, сортировочными и другими площадками;

F k6 - площадь для конторских и бытовых помещений;

? под -- площадь, занятая подъемниками, тамбурами, лестницами.

Полезная, или грузовая, площадь склада F n определяется по следующей формуле:

где Q -- годовая потребность в материалах с учетом установленных норм запаса;

Т - количество дней хранения;

q - грузонапряженность 1 м 2 пола;

Д - количество рабочих дней в планируемом периоде (обычно год).

Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Оно выполняет не только функции хранения и подготовки материалов к выдаче в производство, но и значительно влияет на их расход, оперативно регулирует потребление путем создания запасов и контроля за изменением их величины. Важнейшие тенденции современного пути развития складского хозяйства предприятия - применение методов логистики, комплексная механизация и автоматизация, широкое использование компьютеров и информационных технологий.

По срокам хранения грузов можно классифицировать семь основных групп складов:

  • 1) непосредственной перегрузки (срок хранения t =0);
  • 2) временного хранения грузов (03) краткосрочного хранения (54) со средними сроками хранения (205) длительного хранения (406) долгосрочного хранения (907) многолетнего хранения грузов t xp > 1 года).

По уровню механизации и автоматизации склады следует классифицировать на немеханизированные, механизированные, высокомеханизированные, автоматизированные и автоматические. Характерными параметрами указанных пяти типов складов можно определить следующие:

  • 1) в немеханизированных - наличие ручных работ во всем складском комплексе;
  • 2) механизированных - применение средств механизации с ручным управлением для обслуживания зоны хранения грузов;
  • 3) высокомеханизированных - применение средств механизации с ручным управлением на операциях складирования, перемещения, погрузки-выгрузки и отсутствие ручных работ на указанном комплексе;
  • 4) автоматизированных - использование полуавтоматических механизмов с вводом команд по клавиатуре или дискетами на операциях перемещения (складирования) грузов;
  • 5) автоматических - использование автоматических механизмов с вводом компьютерных команд по каналам коммуникаций.

В последние годы в складском обеспечении машиностроительного производства развиваются тенденции по направлению от первого к пятому типу; широкого применения кра- нов-штабелеров, элеваторных стеллажей, транспортных конвейерных систем; использования не столько площадей, сколько высоты и достижения оптимального объема складских помещений на предприятиях.

Системный подход, лежащий в основе логистики как науки о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими операциями доведения готовой продукции до потребителя, позволяет оценить комплексные затраты предприятия, увидеть пути их оптимизации с учетом его взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Логистическая система машиностроительного предприятия - это сложная организационно-экономическая структура, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными потоками функциональных звеньев предприятия и имеющая устойчивые связи с внешней средой. К функциональным звеньям внешнего уровня относятся поставщики, потребители, посредники, а внутреннего - подразделения предприятия. В логистической системе предприятия движение материального потока характеризуется понятием “логистическая операция” (совокупность действий, направленных на преобразование этого и сопутствующих ему информационного и финансового потоков).

Наиболее распространенными логистическими операциями на машиностроительном предприятии являются складирование, транспортировка, комплектация, внутренние перемещения, погрузочно-разгрузочные работы. К логистическим операциям могут быть отнесены сбор, хранение и обработка данных информационного потока, сопровождающего движение материального потока. Целью логистической организационно-экономической системы машиностроительного предприятия является минимизация сроков прохождения выполнения операций и затрат на их функционирование.

Функции логистической системы предприятия реализуются на протяжении единого производственно-коммерческого цикла, включающего процессы: закупок сырья, комплектующих изделий и других материальных ресурсов для производства машиностроительной продукции, их складирования и хранения; внутрипроизводственных функций распределения, складирования и управления запасами готовой продукции; доставки, разгрузки и складирования продукции у потребителей.

Указанные процессы в совокупности с информационными и финансовыми потоками машиностроительного предприятия образуют функциональную логистическую среду со следующими компонентами:

  • 1) закупочная логистика, связанная со снабжением предприятия сырьем, полуфабрикатами, материалами;
  • 2) производственная логистика, обеспечивающая движение материальных ресурсов в ходе единого производственнотехнологического процесса;
  • 3) сбытовая логистика, решающая задачи реализации готовой продукции;
  • 4) транспортная логистика, занимающаяся перемещением, транспортированием материальных ресурсов;
  • 5) складская логистика, обеспечивающая процессы складирования и хранения материальных ресурсов предприятия.

Экономическая эффективность логистической системы зависит от масштабов использования последней в машиностроительном производстве. В настоящее время около 2/3 западных фирм в развитых рыночных странах внедрили в свою деятельность различные логистические системы или комбинации их элементов.

На машиностроительных предприятиях России этот процесс идет невысокими темпами. Особенно медленно внедряются и окупаются инвестиции на механизацию складирования в машиностроительном производстве (в большой степени при строительстве на предприятиях машиностроения механизированных, автоматизированных и автоматических складов). Это важное направление повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем на машиностроительных предприятиях, которое должно обеспечиваться их логистической стратегией, благодаря решению проблем инновационного развития систем подготовки и инфраструктуры отечественного машиностроительного производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение обслуживающего и вспомогательного хозяйства на предприятии машиностроении. Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО "СИПРсОП" и его вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Пути совершенствование инфраструктуры предприятия.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2012

    Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение. Вспомогательное производство предприятия, его задачи и функции. Капитальное строительство. Материально-техническая система обеспечения предприятия. Организация маркетинга. Тенденции развития ее.

    реферат , добавлен 03.11.2003

    Характеристика и специфика деятельности организации, на примере точки общественного питания. Оценка преимуществ и недостатков в организации производства и реализации продукции предприятия. Роль персонала в процветании предприятия общественного питания.

    эссе , добавлен 19.01.2011

    Обоснование выбора концепции предприятия. Производственная инфраструктура предприятия, ее характеристика и подбор санитарно-эпидемиологических требований. Организационно-технологические расчеты складской и производственной структуры предприятия.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2019

    Понятие производственной структуры предприятия. Состав производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой. Подразделения обслуживающего производства. Схемы отделов и служб, входящих в подчинение главных бухгалтера и инженера.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2011

    Роль, задачи и структура энергетического хозяйства. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства. Определение задач складского хозяйства. Особенности организации автоматизированных складов, расчет потребности в площадях под складские помещения.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Анализ текущего состояния ИТ-инфраструктуры исследуемого предприятия, степень ее соответствия бизнес-задачам организации. Характеристика ИТ-службы, ее главные проблемы и поставленные задачи, пути разрешения. Уровни зрелости ИТ-инфраструктуры предприятия.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2010

Читайте также: