Какие виды проверок нужно ожидать ип. Риски налоговой проверки для ип Что проверяют у ип на енвд

Многие предприниматели, решившие прекратить свой бизнес, не знают, может ли налоговая проверить ИП после закрытия. Они полагают, что оформив ликвидацию своего дела, становятся свободными от каких-либо обязательств перед государством. Такая точка зрения является ошибочной. Поэтому всем, кому придется столкнуться с подобной ситуацией, полезно будет знать, каким образом и на каких основаниях может быть осуществлена подобная проверка.

На каких условиях может проводиться проверка после закрытия ИП

Проверка индивидуального предпринимателя после того как он закроет свой бизнес основывается на требованиях п.1 ст. 23 НК РФ. Согласно ему, лицо, занимавшееся предпринимательской деятельностью, должно хранить все документы, касающиеся уплаты налогов и бухгалтерского учета, на протяжении 4 лет после того, как ИП будет закрыто. Именно такой срок давности установлен законодательством для выявления возможных нарушений и доначисления неуплаченных налогов и санкций. По истечении данного периода времени проводить проверку ФНС не имеет права.

Налоговая инспекция предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения часто проверяет с целью выявить неправомерность применения этой системы.

Если хорошо изучить все юридические нюансы процедуры закрытия ИП, то впоследствии можно и вовсе избежать проверок.

Поэтому предприниматель должен четко придерживаться всех прописанных в законе правил:

  • собственноручно заполнить и подать в налоговую заявление о прекращении предпринимательской деятельности (форма Р26001);
  • уплатить госпошлину;
  • сдать все завершающие отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС;
  • уволить сотрудников (если есть) и осуществить все причитающиеся им выплаты.

Закон не требует при ликвидации предпринимательства закрывать банковский счет в обязательном порядке. Но лучше будет сделать это, закончив все операции по расчетам и разорвав договор на обслуживание.

При соблюдении вышеуказанных правил закрыть ИП можно в любое время.

Согласно ст. 113 Налогового кодекса, если правонарушение установлено по истечении трехгодичного срока после закрытия индивидуального предпринимательства, то это не влечет за собой никакой ответственности для лица, его совершившего.

Проверки налоговой при закрытии ИП могут быть двух видов:

  1. Камеральная.
  2. Выездная.

Камеральную проверку проходят все субъекты предпринимательской деятельности, которые являются физическими лицами. Для юридических лиц такой вид проверки не предусмотрен. Она может быть в интересах предпринимателя, так как в случае выявления переплат с его стороны, предусмотрена возможность вернуть эти суммы даже после закрытия ИП.

Сделать камеральную проверку налоговая может на таких основаниям:

  • документам, которые являются подтверждением деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя;
  • документации по расчетам;
  • налоговым декларациям.

Временные рамки осуществления камеральной проверки - 3 месяца со дня подачи документов. На основании декларации о доходах может быть осуществлена полная ревизия ИП.

Во время проведения ревизии сотрудниками ИФНС будут осуществляться:

  • проверка факта ведения предпринимательской деятельности и подачи отчетности в налоговую и внебюджетные фонды;
  • проверка правильности оформления документов и регулярности обязательных платежей;
  • сверка показателей, содержащихся в отчетах предпринимателя с документацией налоговой инспекции.

В случае выявления расхождений сотрудниками ИФНС закрывшемуся предпринимателю будут начислены санкции, а недоплаченные налоги придется доплатить. Если ИП хочет вернуть переплаченные суммы, а документы утеряны - он может составить соответствующий акт и, уплатив комиссию, запросить в налоговой восстановление данных. Однако делать так целесообразно лишь в тех случаях, когда речь идет о значительной сумме.

Местом осуществления камеральной проверки предусматривается как фактический адрес физического лица-предпринимателя, так и налоговая инспекция, где он был зарегистрирован.

Выездные проверки могут быть ИП, в отличие от камеральных, не обязательным мероприятием. Но все, кто занимается индивидуальной деятельностью, должны иметь в виду, что налоговая служба имеет право осуществить их на протяжении 3 лет после закрытия ИП.

По времени выездная ревизия может растянуться до двух месяцев, но и это не предел. В определенных случаях ее сроки продлеваются до полугода.

Решение об этом может быть принято при таких обстоятельствах:

  1. Налоговики располагают сведениями о нарушениях совершенных ИП во время осуществления своей деятельности.
  2. Помещение, в котором должна осуществляться проверка, по каким-либо причинам недоступно.
  3. Если лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не смогло предоставить все необходимые для ревизии документы в сроки, указанные ИФНС.

При осуществлении выездной проверки ИП все сроки и ревизии, которые были в предыдущие периоды, не учитываются.

Пункт 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ подразумевает, что ревизия будет проводиться по месту регистрации ИП. Если в силу каких-либо причин провести ее по указанному месту не представляется возможным, проверка может быть осуществлена в помещении налоговой инспекции.

При выездной проверке инспекторы имеют право запросить документы только за три предыдущих календарных периода. Требования предоставить сведения за более ранний срок являются незаконными.

В ходе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции могут:

  • запрашивать любые документы, имеющие отношение к деятельности закрытого ИП;
  • опрашивать контрагентов ИП с целью получения дополнительных сведений о его деятельности;
  • осматривать все помещения, где осуществлялась деятельность ИП;
  • в случае возникновения сложных вопросов пользоваться услугами экспертов для их решения;
  • изымать документы, не соответствующие действующему законодательству;
  • проводить инвентаризацию;
  • запрашивать и брать на рассмотрение документацию деловых партнеров ИП.

Подразделение ИФНС, которым будет проводиться проверка, обязано предупредить ИП о своем визите. Приходить домой к предпринимателю, не получив предварительно его согласия на это, ревизоры не имеют права.

После того, как проверка будет закончена, инспектор должен составить акт о ее результатах. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается предпринимателю, а другой остается у сотрудника налоговой.

По итогам проведенной инспекции налоговой службой могут быть приняты несколько вариантов решений:

  1. О начислении сумм для погашения задолженности по налогам.
  2. О расчете сумм финансовых санкций (штрафов и пени).
  3. О привлечении к ответственности (административной или уголовной).

Занятие предпринимательской деятельностью после ликвидации неофициально является серьезным нарушением. Оно может повлечь за собой уголовное преследование.

В случаях, когда будет установлено, что предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения без надлежащих на то оснований, его обяжут выплатить все налоги за период деятельности на общих основаниях, а также начислят пеню.

В случае несогласия с выводами ревизоров предприниматель в самом акте должен изложить свои возражения по сути выявленных нарушений и передать их сотрудникам налоговой службы.

Следует иметь в виду, что в законодательстве подразумевается, что возражения, обозначенные в акте проверки и обжалование ее результатов - это две отдельные процедуры. Плательщик налогов имеет право прибегать к ним независимо одна от другой. После завершения проверки и составления акта он имеет право обжаловать ее выводы в течение 14 дней.

Налоговая проверка - серьезное мероприятие. Чтобы она не стала для предпринимателя тяжким испытанием, необходимо тщательно вести бухгалтерскую документацию и вовремя уплачивать все налоги.

Особое внимание следует обратить на платежи в бюджетные фонды. Их нужно осуществлять даже в тех случаях, когда это будет идти в убыток предприятию. Даже в случае отсутствия доходов за отчетный период, лучше сдать в налоговую нулевую декларацию. Это сведет к минимуму возможные вопросы со стороны инспектора и позволит завершить свою предпринимательскую деятельность без дополнительных санкций со стороны государства.

получен
гонорар 33%

Здравствуйте!

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

О проведении плановой проверки, индивидуальный предприниматель уведомляется органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Внеплановые проверки могут проводиться по жалобе граждан, либо по истечению срока ранее выданного предписания.

Если к Вам пришли с проверкой, обязательно уточните на каком основании она проводится, попросите предоставить приказ (распоряжение) руководителя.

Если Вас письменно не уведомляли о проведении плановой проверки, то вы можете так же отказать в предоставлении требуемых документов.

По окончании проверки, Вам обязательно должны выдать акт проверки . Отсутствие акта проверки является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

С уважением, Наталья.

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст. 87-89 НК РФ Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) .

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы . Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ .

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы .

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ .

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Нк РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета) . Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Вышеуказанные правила распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа .В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки .

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться :

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Нк РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, в отношении Вас могут проводиться камеральная и выездная проверки(не может чаже чем раз в год).

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Дружкин Максим

Юрист, г. Москва

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1103 ответа

    249 отзывов

Здравствуйте!

Разрешая некоторые противоречия некоторых юристов в данном вопросе, хочу Вам сообщить следующее.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Однако ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения контрольных мероприятий, не применяются к мероприятиям по контролю в налоговой сфере.

Таким образом, порядок и периодичность проведения налоговых проверок установлены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ст. ст. с 87 по 89).

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 93 НК РФ, 93.1 НК РФ и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.02.2008 N 16-27 разъяснило, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе осуществлять как приостановление проводящейся выездной налоговой проверки в пределах срока, определенного в пункте 9 статьи 89 НК РФ, так и ее последующее возобновление.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Также хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо данного вида проверок, существую проверки, проводимые другими органами государственного надзора. В частности, Роспотребнадзор может провести как плановую так и неплановую проверку субъектов экономической деятельности при обязательном предварительном извещении об этом, выявляя при этом нарушения, например, правил отдельных видов товаров, санитарных норм. Также проверки проводятся пожарной инспекцией, Ростехнадзором и многими другими полномочными органами. Советую всегда от проверяющих требовать предоставления соответствующих документов, послуживших основанием для проведения проверки.

По дополнительным вопросам обращайтесь. Желаю Вам всего доброго!

Все услуги юристов в Москве

Проверки индивидуального предпринимателя могут идти в рамках обыкновенных работ, а могут стать настоящим бедствием. Не редки случаи, когда слишком пристальный взгляд и постоянные визиты проверочных ведомств настолько нарушают режим работы фирмы, что коммерсанту приходится закрываться. Хотя в последнее время, политика государства вроде бы как направлена на всевозможную поддержку малого бизнеса, которая должна включать и снижение нагрузок от проверочных работ.

Первое предупреждение

До 2014 года ситуация со штрафами для малого и микро бизнеса была удручающая, так как их размер соответствовал размеру штрафов для крупных корпораций. Понятно дело, что таким способом упрощалась сама система санкционного воздействия на нарушителей среди бизнесменов, но выживать мелкому предпринимателю было крайне трудно. После поручения президента, штрафы решили снизить. Это произошло благодаря Нине Енщиковой, которая от лица предпринимателей обратила на проблему внимание правительства. Также прозвучала инициатива ввести термин «предупреждение» административный кодекс. Так как дифференциация административных наказаний поспособствует развитию и снизит нагрузку.

Февраль 2016 года ознаменовался тем, что Минэконом развития всё-таки вынесли на общественное обсуждение поправки для КоАП , где значилось введение «доштрафного» предупреждения. Теперь, те, кто первый раз нарушил правила, могут отделаться только выговором, и не хвататься за голову.

Что касается самих проверочных мероприятий, то новые ИП подвергались им только спустя три года после открытия, а план проверок можно было посмотреть на электронных ресурсах прокуратур. Проверка раз в три года обозначалась термином «проверочные каникулы» для малого и среднего бизнеса.

Проверочные каникулы

«Проверочные каникулы» устраивались только для добропорядочных дельцов. Те, кто замечался в периодических нарушениях не могли рассчитывать на попадание в список «освобождённых». Также туда не попадали различные фирмы, занятые в нишах образования, медицины и соц.обслуживания, компании, работающие в аудите, управляющие компании, а также те, кто был причастен к гостайне.

Но, чтобы было полное понимание - налоговые каникулы касаются только плановых проверок. А помимо них, есть ещё куча различных видов. Кроме того, нечего думать о безразличии со стороны пожарного надзора, промышленных и экологических ревизий. Никто не избавит вас также от проверок по внесению средств во внебюджетные фонды. Так что, введение «каникул» на самом деле хоть и облегчает проверочную нагрузку, но отнюдь не критически.

Да и так и не приняли закон о снижении штрафов для малого бизнеса. А слухи говорят о том, что можно вообще ожидать их рост. Так что радоваться, увы, пока нечему. Видимость заботы о мелком бизнесе не говорит о том, что забота существует в реальности.

Интересно, что для государства постоянные и вездесущие проверки - не бесплатное удовольствие. Контрольно-надзорная деятельность может тратить до 2% ВВП страны в год. А это совсем немалая сумма. Хотя оплачивают её, получается, сами граждане.

Но вернёмся к нашим проверкам. А конкретнее - к типам проверок, которые сейчас существуют в Российской Федерации.

Типы проверок

Основное разделение идёт на:

  1. Плановые проверки
  2. Внеплановые проверки

Вывод сделать можно один: на вопрос, когда ждать проверяющего в гости, ответ будет - всегда. По сути, отмена на время плановых проверок не изменила ситуацию, потому внеплановые продолжают буйствовать, и регламентируются они законом 294-ФЗ (ч.2 ст. 10).

Аудиторская проверка

Может быть выездной, а может быть документальной.

Выездная проверка подразумевают, что к вам лично в гости приходят контролёры. Они приходят, изымают всё, что может быть причастно к делу (это официально, по факту - могут изъять всё). И проверяют.

В случае документальной проверки, вы отделайтесь только тем, что вам придётся самому привезти документы по делу.

Изменения в административном кодексе пока ещё не действуют. То есть до лета 2017 года (а возможно и на больший срок), о возможности получения предупреждения, а не штрафа можете забыть.

Увы, практика юристов, которые встают на защиту проверяемых организаций, показывает, что случаи бывают вопиющие. Так, например, одну организацию при внеплановой проверке (где выявили ряд нарушений) закрыли на 3 месяца! Именно такой срок был нужен, чтобы устранить все нарушения. Какие убытки понёс предприниматель, говорить вообще страшно.

Да и штрафы сами по себе заставляют некоторых бизнесменов седеть раньше времени. Так для ИП цифры штрафов обычно начинаются с 40 тысяч рублей. А для юридических лиц речь идёт о миллионах рублей.

Кто может проверять ИП

Самым «проверяющим» органом признан Роспотребнадзор. Дальше по убывающей следуют:

  • Роструд
  • Ростехнадзор
  • Россельхознадзор
  • Росздравнадзор

Какие основания есть для внеплановых проверок

  1. Если истекает срок, обозначенный в ранее выданном постановлении после выявленных нарушений. Нарушения могут быть в отношении распоряжений и требований по правовым актам, а также по муниципальным. В общем, если вы не исправили ошибки, на которые вам раньше указали.
  2. Также основанием может быть и приказ от госоргана по контролю, если того требует, например, прокурор, исходя из имеющихся у него материалов.
  3. Если на вас жалуются. Здесь речь идёт о заявлениях от граждан - от других предпринимателей, от юрлиц, СМИ, даже органов управления. Но заявления должны быть как минимум о таких фактах:
  • угроза жизни или здоровью гражданам
  • угроза вреда животным или растениям, окружающей среде, а также культурным объектам
  • угроза госбеззопасности
  • причинение вреда всем вышеперечисленным
  • нарушение потребительского права

Что могут найти проверки

Чтобы вообще избежать каких-либо негативных последствий проверок, ваша бизнес-деятельность должна полностью соответствовать букве закона.

А чтобы быть готовым к тому, какие нарушения могут вам приписать, почитайте на досуге 14-ую главу Кодекса об административных правонарушениях. Там можно найти 61 причину быть аккуратнее в своём деле. За каждую из этих причин могут выписать административный штраф. А если вы нарушите уголовный кодекс (а уклонение от уплаты налогов, это и есть нарушение УК РФ), вам вообще светит до 6-ти лет тюремного заключения.

За что чаще штрафуют

Как ни странно, по статистике самой популярной статьёй штрафа является - деятельность без регистрации ИП. Также популярны несоблюдения производственных требований и требований по продаже алкогольсодержащей продукции.

Обратите внимание также на то, что за использование ККМ, который ещё не зарегистрирован тоже штрафуют нещадно.(Читайте также:)

Итог

Мы рассказали страшные вещи. Но такова была тема статьи. Общая же ситуация на самом деле не столь страшна. Пусть у вас не возникает ощущение, что каждый, кто открывает ИП, обязательно будет подвергаться ежемесячной, если не ежедневной проверке и обязательно штрафоваться. Нет. Многие работают спокойно и успешно. Главное, быть внимательным.

Даже не каждое выявленное нарушение будет заканчиваться обязательным штрафом. На самом деле, и на проверяющих бывает проруха, человеческий фактор нельзя отменять нигде. Поэтому просто изучите дополнительный материал, о том, как вести себя при проверках.

Ну, и напоследок. Уже даже простое желание привести в действие поправки о «предупреждении» перед штрафом, кое-что дают. Будем надеяться, что дальше будет только проще, и проверочная нагрузка на наших предпринимателей постепенно снизится. Предпосылки к этому есть.

Процедура проверки налоговой отчетности, а также правильность ведения бухгалтерского учета и своевременность внесения налоговых взносов является главным инструментом контроля ФНС за соблюдением действующих норм налогового законодательства РФ.

В связи с этим, каждому индивидуальному предпринимателю необходимо знать, что такое проверка ИП налоговой инспекцией. Эта информация позволит подготовиться к проверкам, как следует. В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим виды и особенности налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, а также дадим рекомендации о том, как себя вести во время налоговой проверки.

Как проводится проверка ИП налоговой инспекцией?

Нужно отметить, что порядок проведения налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей практически не отличается. В первую очередь, налоговая проверка ИП направлена на осуществление первичного и камерального контроля сдаваемой налоговой отчетности, включая выездные проверки предпринимателей.

Налоговые проверки ИП можно разделить на такие виды:

  1. Плановые налоговые проверки ИП (проводятся в соответствии с принятым заранее ежегодным планом).
  2. Внеплановые (проводятся с целью контроля устранения выявленных при предыдущей проверке замечаний или при получении ФНС информации о несоблюдении ИП действующего законодательства).

Плановые налоговые проверки ИП

План проверок ИП можно найти на официальном сайте ФНС. Там содержится информация обо всех индивидуальных предпринимателях в текущем году, с указанием точной даты проверки. Т. е. у ИП всегда есть возможность подготовится к визиту инспектора, вовремя устранив все возможные нарушения.

Так же на сайте Генеральной прокуратуры по ссылке proverki.gov.ru , достаточно ввести ИНН организации или ИП, и программа выдаст информацию о том, ждать ли вам гостей из налоговой, а также дату начала проверки.

В обязанности ФНС перед проведением налоговой проверки ИП входит уведомление предпринимателя о факте предстоящей проверки. ФНС сообщает ИП, что именно будет проверяться.

В статье 21 Налогового кодекса РФ есть требование, в соответствии с которым руководитель организации или индивидуальный предприниматель должны присутствовать во время проведения налоговой проверки.

В случае если ИП не имеет возможности присутствовать при проверке, он оповещает ФНС заранее и предлагает перенести проверку на другую дату.

Стоит обратить внимание на то, что проверяемый период деятельности предпринимателя не может превышать трехлетний срок.

В соответствии с действующим законодательством, повторная проверка одного и того же налога в течение одного года не может быть проведена.

Камеральная налоговая проверка ИП

Камеральная налоговая проверка ИП — процедура повторного контроля сданной индивидуальным предпринимателем отчетности. Данная проверка является регулярной.

Суть проверки состоит в том, что инспектор самостоятельно выявляет факт сдачи отчетности ИП (декларации и тому подобные отчеты). После этого он контролирует содержимое отчетности на предмет правильности сделанных предпринимателем расчетов по налогам. Инспектор также проверяет корректность заполнения документов и достоверность предоставляемых данных. При отсутствии нарушений в ходе проверки, ИП даже не узнает о факте ее проведения.

Камеральная проверка проводится не более чем 3 месяца, с даты предоставления отчетности в ИФНС. Если ИП предоставляет корректирующий отчет, то камеральная проверка по предыдущему отчету прекращается и начинается новая камеральная проверка с даты предоставления корректирующего отчета.

Во время проведения камеральной проверки работник налоговой определяет:

  • имеется или нет нарушение срока сдачи отчетности;
  • правильность заполнения отчета;
  • достоверность данных, указанных в отчете.

В случае если камеральная налоговая проверка ИП выявила нарушения, то направляется уведомление о факте проведения проверки ИП и о нарушениях. Инспектор оповещает о сроках устранения выявленных нарушений.

Налоговый орган может уведомить налогоплательшика о выявленных нарушениях или запросить дополнительную информацию одним из следующих способов:

  • ИП лично (или представителю);
  • через курьера;
  • посредством почтовых услуг (заказным письмом с уведомлением);
  • посредством электронного документооборота.

ИП, в свою очередь, должен в течение 5-ти дней может предоставить первичную документацию, подтверждающую его правоту или устранить нарушения. После этого, предприниматель предоставляет в ФНС документы, которые подтверждают факт исправления нарушений.

С 3 сентября 2018 года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ. С этой даты, в том числе и в 2019 году, ИП может повторно не подавать любые документы в ИФНС. Достаточно проинформировать инспекцию в ответ на ее требование, о том, что запрашиваемые документы были предоставлены ранее. Если ИП предоставлял запрашиваемые ИФНС документы ранее в иную налоговую, то необходимо указать код этой налоговой инспекции.

Отправить такое отказное уведомление ИП должен не позже дня, следующего после даты получения требования ИФНС на повторную подачу документов.

Однако есть исключения. Подать повторно придется следующие документы:

  • документы, поданные в прошлый раз в подлинниках и возвращенные инспекцией после прошлой проверки;
  • копии документов, поданных ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

Выездная налоговая проверка ИП

Как показывает практика, если индивидуальный предприниматель сдает налоговую отчетность в определенные законодательством сроки и производит правильные расчеты, то ему не назначается выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка может применяться при обнаружении нарушений в деятельности ИП.

Процедура проведения выездной налоговой проверки предполагает не только контроль сданной отчетности, но и всей хозяйственной деятельности, которую осуществляет индивидуальный предприниматель.

В ходе выездной проверки контролю подлежат:

  • финансово-хозяйственная деятельность ИП в целом;
  • отдельные сферы (применение ККТ или организация операций с наличными денежными средствами).

Для проведения выездной налоговой проверки на предприятие (в офис) ИП выезжает группа налоговых инспекторов. Ревизия может проводиться в срок до двух месяцев.

ИП обязан предоставить инспекторам рабочее место (помещение) и создать условия для проведения проверки.

В случае, когда у ИП нет офиса, проверка осуществляется в помещении ФНС. Предприниматель предоставляет проверяющим инспекторам всю необходимую для проведения проверки документацию.

В общем случае ревизия может проводиться в срок до двух месяцев. Выездная налоговая проверка ИП может длиться до полугода в следующих случаях:

  • выявления нарушений, требующих дополнительной проверки;
  • нарушение ИП сроков предоставления документации для проверки;
  • при наличии у ИП одного (нескольких) обособленных подразделений;
  • при возникновении чрезвычайных происшествий (пожар, потоп или кража).

Документы ИП для проверки налоговой инспекцией

Инспектор, проводящий проверку, может потребовать от индивидуального предпринимателя предоставления следующих документов:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность (за период, который подлежит проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензия (если ИП занимается лицензированным видом деятельности;
  • банковские документы.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Налоговая проверка при закрытии ИП не является обязательной процедурой. И далеко не всегда сотрудники налогового органа проводят проверки ИП, подавших заявление на закрытие. Тем не менее, такая возможность не исключается. Налоговая инспекция имеет право назначить выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, находящегося в стадии аннулирования государственной регистрации в качестве ИП. При этом время проведения и предмет предыдущей проверки значения не имеют.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Проведение налоговых проверок возможно даже после прекращения ИП своей деятельности (снятия с регистрации). Предприниматель может ожидать проверку в течение трех лет с момента прекращения деятельности. Напомним, что после прекращения деятельности и аннулирования государственной регистрации в качестве ИП, гражданин будет снят с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, но останется на учете в качестве налогоплательщика-физического лица. При выявлении нарушений в ходе налоговой проверки, ИП грозит привлечение к ответственности .

Как себя вести во время налоговой проверки?

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть видео о том, как следует себя вести во время налоговой проверки. Консультирует юрист группы-компаний "Бизнес-Гарант".

Результаты налоговой проверки ИП

После завершения налоговой проверки ИП составляется соответствующий акт (в двух экземплярах). Один экземпляр находится у ИП, второй у инспектора.

Индивидуальный предприниматель в двухнедельный срок может обжаловать содержание акта. Возражения прописываются в самом акте и передаются обратно сотрудникам налоговой инспекции.

Подводя итоги по теме налоговых проверок для ИП, можно сказать, что они носят регулярный характер. В связи с этим каждому индивидуальному предпринимателю следует ответственно и внимательно готовиться к проведению проверки.

При условии правильного ведения бухгалтерского учета, своевременной оплате налогов и сдачи налоговой отчетности ИП, скорее всего, стоит ожидать налоговой проверки на камеральном уровне.

Когда индивидуальный предприниматель нарушает действующее законодательство и не предоставляет налоговую отчетность в установленные сроки, ему следует ожидать проверки со стороны инспекторов в течение как минимум двух месяцев. Наказание в этом случае неминуемо.

МОРАТОРИЙ НА ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ В 2019 ГОДУ

В 2015 году Правительством РФ был принят закон № 246 ФЗ, которым установлено, что:

с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлен мораторий на проверки до 2020 года для субъектов малого бизнеса.

Однако на те ИП, по которым введен риск-ориентированный подход, а также на ИП, осуществляющих лицензионные виды деятельности мораторий распространяться не будет.

Что такое риск-ориентированный подход? Надзорные ведомства собирают сведения о деятельности ИП и определяют степень риска совершения ИП противоправных действий. Если таких сведений по ИП нет, следовательно, мораторий на проверки для него распространяется. К надзорным ведомствам, собирающим сведения о противоправных действиях ИП, относятся ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзор.

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

Жизнь российского предпринимателя спокойной не назовешь. Кроме собственно ведения бизнеса, уплаты налогов и взносов, выстраивания отношений с клиентами и партнерами, получения прибыли (которая и является главной целью предпринимательской деятельности), надо еще успевать следить за изменениями законодательства и отчетности.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства

В дополнение к этому, бизнесмен постоянно находится под недремлющим оком многочисленных надзорных органов. Государственный контроль и надзор за ведением предпринимательской деятельности можно разделить на следующие группы:

— налоговый контроль, проводимый в соответствии с гл. 14 НК РФ;

— неналоговый или административный контроль, регулируемый законом № 294-ФЗ;

— специальные виды контроля, такие как валютный, таможенный, банковский контроль, контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулируются отдельными законами.

Закон, от 26.12.2008 № 294-ФЗ, названный «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отводит собственно защите прав налогоплательщиков лишь несколько небольших статей. Весь остальной текст посвящен многочисленным видам государственного контроля, порядку его проведения, организации плановых и внеплановых проверок.

К административным (неналоговым) видам контроля относят лицензионный контроль, надзор за соблюдением трудового законодательства, государственный, пожарный, строительный надзоры и др. Относительно плановых неналоговых проверок ситуация более-менее прозрачна, т.к. статья 9 закона № 294-ФЗ обязывает Генеральную прокуратуру публиковать на своем сайте ежегодный сводный план проверок.

Причиной же проведения внеплановых проверок может стать, согласно ст. 10 (2) этого закона, любое заявление граждан, бизнесменов, госорганов об угрозе вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и объектам культурного наследия государственной безопасности или чрезвычайных ситуаций. Если добавить сюда еще и жалобы на нарушенные права потребителей, то можно сказать, что вероятность стать объектом внеплановой проверки может быть выше, чем попадание в список плановых.

Налоговый контроль

Мероприятия, проводимые в рамках любого из неналогового контроля, конечно, могут негативно сказаться на деятельности предпринимателя, но мало что может обеспокоить его сильнее, чем известие о проведении выездной налоговой проверки.

Налоговая проверка — это мероприятие налогового контроля, целью которого является проверка соблюдения плательщиками налогов и сборов, а также налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

К последствиям налоговой проверки можно отнести не только сами суммы доначислений, пеней, штрафов, но и разрушенные деловые связи, которые нарабатывались годами. Налоговому инспектору ничего не стоит, например, при проверке декларации или договора, затребовать у вашего контрагента выписку по счетам или документы, относящиеся к сделке, допросить его руководителя или бухгалтера. Понятно, что партнеры такому вниманию со стороны налоговиков к вашему бизнесу вряд ли обрадуются, что вполне может сказаться на вероятности дальнейшего сотрудничества.

Проводиться налоговая проверка может в виде камеральной или выездной. Камеральная проверка проходит в постоянном режиме относительно всех налогоплательщиков, и представляет собой проверку каждой сданной декларации, отчета и других документов, представленных в налоговую инспекцию.

О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает только, если в его отчетности будут выявлены ошибки, несовпадения, если был заявлен убыток или в уточненной декларации уменьшена сумма налога к выплате. В этих случаях необходимо в течение пяти дней ответить на требование налоговой инспекции о представлении пояснений.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится выборочно, и некоторые налогоплательщики могут избежать такой участи на протяжении всей своей деятельности.

Средний размер доначислений по результатам выездной проверки превышает 5 млн рублей. Конечно, эта сумма, как и средняя температура по больнице, не одинакова для всех налогоплательщиков, так например, штрафы почти на порядок выше у юридических лиц, чем у ИП.

Известно, что выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним конфиденциальным документом ФНС и найти его в открытом доступе невозможно. Для того, чтобы налогоплательщики все-таки знали о том, насколько велики их шансы на включение в план проверок, Приказом ФНС № ММ-3-06/333@) от 30.05.2007 была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Приказ также содержит «Общедоступные критерии рисков самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», которые позволяют бизнесмену оценить, насколько он в своей деятельности приблизился к опасным значениям. Среди этих критериев:

— размер налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли (расчет нагрузки приводится в Прил. № 3 к Приказу);

— заработная плата работника налогоплательщика ниже средней по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

— суммы расходов ИП максимально приближены к сумме доходов;

— финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском (связи с однодневками или недобросовестными контрагентами);

— отсутствие пояснений на запрос налоговой инспекции о несоответствии показателей деятельности;

— неоднократное приближение к предельным значениям показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы (например, площадь торгового зала 150 кв. м для ЕНВД или численность работников 100 человек для УСН).

Попасть в план выездных проверок можно не только по указанным критериям риска, но и по другой информации, приходящей к налоговикам. Такая информация может поступать как из официальных источников, в том числе, по результатам неналоговых проверок, так и от других лиц, например, по заявлению работника о выплате зарплаты в конвертах.

Анализируют также применение налогоплательщиком серых налоговых схем для минимизации налогов и его связи с недобросовестными контрагентами.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Конечно, полностью защититься от попадания в жернова такой проверки невозможно, т.к. повлиять на это могут слишком много факторов, зачастую не зависящих от предпринимателя. Тем не менее, риски проведения выездной проверки все-таки можно снизить, если соблюдать следующие правила:

— своевременно и полно уплачивать налоги и страховые взносы;

— сдавать вовремя и, по возможности, без ошибок необходимую ;

— отвечать на требования налоговой инспекции о представлении пояснений по результатам камеральных проверок;

— соблюдать трудовое законодательство и следить, чтобы официальная зарплата ваших работников была не ниже средней по вашему региону и виду деятельности;

— проявлять осмотрительность при выборе контрагентов;

— стараться так вести свою деятельность или выбирать такой налоговый режим, чтобы не отражать в отчетности убытков или значительных, по сравнению с доходами, расходов;

— не приближаться к предельным значениям, позволяющим применять специальные налоговые режимы;

— следить за тем, насколько ваша налоговая нагрузка соответствует среднему уровню;

— соблюдать требования отдельных видов законодательства, например, о защите прав потребителей, банковского, лицензионного и др.;

— не использовать сомнительные способы снижения налоговой нагрузки, так называемые налоговые схемы.

Риски налоговой проверки для ИП обновлено: Ноябрь 30, 2018 автором: Все для ИП

Читайте также: