Госсовет 4 мая стенограмма. Путин на госсовете обсудил "майские указы", мфц и расселение ветхого жилья

Из стенограммы:

Кремль, Москва

Выступление Дмитрия Медведева на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Сегодня на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития нашей страны рассматриваются действительно очень важные вопросы. Степень реализации каждого из проектов разная, но тем не менее позволяет говорить о том, что по всем трём направлениям деятельности мы всё-таки за последние годы сделали существенный шаг вперёд. Говоря о системе МФЦ, все говорили о том, что всё-таки эту систему наши люди рассматривают как полезную, как состоявшуюся, как уменьшающую количество бюрократической деятельности, всякого рода бумажек, которые необходимо собирать.

Задача Правительства – достигнуть тех показателей, которые установлены в указах, и двигаться дальше в расширении спектра услуг многофункциональных центров, потому что это удобно, создавать там новые сервисы, которые были бы полезны для граждан, активизировать, кстати, и работу с юридическими лицами.

В части независимой оценки качества, безусловно, есть и достижения, и проблемы, о которых говорили коллеги, здесь выступавшие. Совершенно очевидно, нужно поддержать идеи, связанные с созданием единой технологической платформы, упрощением всех инструментов, которые используются для оценки качества. И просто чтобы эта оценка была честной, чтобы она основывалась на реальных позициях людей, чтобы она осуществлялась в таких формах, которые доступны для людей, которые оценивают деятельность федеральных органов государственной власти, региональных органов исполнительной власти и других учреждений.

В части важнейшей задачи расселения жилья ситуация действительно такая многомерная, но, наверно, главное – это то, о чём говорили коллеги в своих выступлениях: впервые и в советский период, и в постсоветский период власть взялась за решение важнейшей задачи расселения граждан страны из аварийного жилищного фонда, причём в таком именно развёрнутом формате. Потому что такого рода работа в прежние годы велась исключительно в таком индивидуальном порядке, а сейчас вся эта работа велась именно по всей стране.

Очевидно, что и цифры, на которые мы вышли, достаточно неплохие: более 75 процентов. Хотя понятно, что нужно сделать то, о чём говорилось в докладах и выступлениях, а именно нужно, чтобы те регионы, которые допустили отставание, в том числе из-за управленческих проблем, это отставание наверстали как можно быстрее, и Правительство, естественно, будет оказывать в этом смысле этим регионам всю необходимую помощь.

Нужно контролировать качество тех строений и жилых помещений, которые сдаются. Здесь действительно недопустима ситуация, когда для достижения цифровых показателей сдаются неподготовленные помещения. Контроль за этим так же остаётся за Правительством, как и за другими структурами.

И, наверно, очень важно, чтобы была исполнена та инициатива, то поручение, которое только что сформулировано Президентом: по подготовке законопроекта о создании постоянно действующего механизма, который бы заработал с 1 января 2019 года. Потому что это основной вопрос, который, во всяком случае, и мне как Председателю Правительства, и моим коллегам задают губернаторы: что делать дальше? Как раз этот законопроект, подготовленный по указанию Президента, на этот вопрос должен ответить.

Очевидно, что все эти проекты находятся в эпицентре общественного внимания, о чём говорили наши коллеги из Государственной Думы, представляющие наши различные политические партии. Я относительно недавно выступал с отчётом Правительства – понятно, что оценки могут быть разные.

Самое главное, на что мне хотелось бы обратить внимание, чтобы все эти оценки всё-таки давались исходя из текущей, сформировавшейся экономической ситуации, а не стерильных подходов, как это иногда мы слышим из уст наших товарищей, наших коллег, которые берут какую-то абстрактную модель и предлагают в этой модели нам работать.

Выступая в Государственной Думе, я говорил: «Уважаемые коллеги, вы понимаете, что те финансовые, экономические ограничения, которые сформировались в экономике страны, – они действительно никуда не ушли». Именно поэтому мы вынуждены их учитывать, хотя и в этих условиях за последние годы реализация указов приобрела масштабный характер – и были достигнуты те цифры, о которых сказал Владимир Владимирович, и сказали другие коллеги.

Естественно работа над всеми проблемами должна быть продолжена. Правительство это понимает и осознаёт. Естественно, мы продолжим и поиск финансовых резервов, о чём говорили коллеги, Геннадий Андреевич Зюганов говорил. Что же касается вопросов, связанных с тем, каким образом оценивать то, что сделано (в частности, те же самые показатели по медицине, некоторые другие, о которых Владимир Вольфович говорил), – мне кажется, здесь критерий оценки совершенно простой, он очевиден: это продолжительность жизни. Объективно она же выросла. Ещё совсем недавно, когда мы начинали работать, она была 65–66 лет, средняя продолжительность жизни по стране. Сейчас она у нас 72 года, и она становится больше. Вот это суммарный показатель, на него и нужно опираться при оценке достижения показателей указов по целому ряду направлений.

Естественно, Правительство продолжит реализацию указов и будет стараться исполнить все те задачи, которые в настоящий момент ещё не исполнены, также принимая необходимые нормативные решения по этому поводу.

Эксперты Общероссийского народного фронта провели анализ исполнения «майских указов» президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина и подготовили справку, данные из которой были представлены в ходе совместного заседания Госсовета РФ и Президентской комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России руководителем Исполкома ОНФ Алексеем Анисимовым.

Ниже приведена стенограмма выступления Алексея Анисимова и заключительного слова Владимира Путина.

Руководитель Исполкома ОНФ Алексей Анисимов :

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Государственный совет!

Народный фронт держит на контроле 179 Ваших поручений в рамках мониторинга исполнения майских указов. Из них мы считаем, что 35 поручений исполнены, 44 не исполнены и 100 поручений исполнены частично и требуют доработки. Так мы называем те поручения, по которым активисты Народного фронта фиксируют положительную динамику в их реализации, но при этом считают, что качество исполнения и, самое главное, идеология поручений не достигнуты.

По Вашему поручению, Владимир Владимирович, о доступе граждан к получению госуслуг по принципу «одного окна» – действительно, практически все жители в регионах страны могут получить их в многофункциональных центрах. Это действительно большая заслуга органов власти, и удовлетворённость наших граждан в этом вопросе точно одна из самых высоких, но есть, как говорится, к чему стремиться.

В отдельных МФЦ, и наши коллеги отмечали, представлены менее половины из обязательного перечня федеральных услуг. Это наш мониторинг это определил, время ожидания в очереди в ряде некоторых МФЦ остаётся на уровне 30–40 минут, и, видимо, вследствие этого продолжает к нам поступать информация о продаже мест в очереди или талонов от одной тысячи до пяти тысячей рублей.

Я пометил, в сообщениях наших партнёров не позвучало, в системе МФЦ есть такой важный сегмент, как территориальные обособленные структурные подразделения. Если МФЦ больше трёх тысяч, то так называемых ТОСПов – их больше десяти тысяч. Это как раз те подразделения, которые находятся порой в отдалённых и малых населённых пунктах, это единственная возможность у граждан получить государственную, региональную, муниципальную услугу. Туда необходимо точно направить внимание органов власти, потому что там достаточно много тех болячек, о которых здесь говорили.

О программе переселения из аварийного жилья. Когда Народный фронт начал мониторинг этого поручения, стали выявляться случаи жилья низкого качества, и мы Вам докладывали, Владимир Владимирович, что оно иногда было хуже аварийного: и холод в квартирах, трещины в стенах более пяти сантиметров, зыбкий фундамент, не работает канализация, плесень на стенах и много разных других ужасов.

ОНФ назвал такие объекты «новое аварийное жильё». С 2014 года активистами было выявлено более 100 таких домов в 27 регионах. Большая их часть, следует отметить, 57, к настоящему времени исключена из нашего реестра, людей переселили в новое жильё или отремонтировали старое.

Также ранее наши активисты в регионах находили так называемые дома-призраки, которые значились построенными и сданными в эксплуатацию, а на деле оказались в процессе строительства или вообще мы их не обнаружили. По данным фактам проводились прокурорские проверки.

Но всё-таки следует отметить, что в настоящее время качество жилья стало намного лучше. Вы сказали о продлении, Владимир Владимирович, программы переселения – люди точно с огромной благодарностью это поддержат, но есть проблема завершения действующей программы, Татьяна Алексеевна об этом говорила.

Поскольку срок подходит к 1 сентября, некоторые регионы точно не будут успевать и начнут чудить. Например, уже сейчас начинают закупать некачественное жильё на вторичном рынке или спешно принимают дома, непригодные для проживания. Так, уже все в прессе посмотрели, в Республике Коми, наши активисты об этом много раз говорили, в Прилузском районе переселенцам вместо аварийного жилья предоставили квартиры в старых деревянных домах.

Жители отказались, долго спорили с властями. Сейчас их через суд принудительно выселяют. И буквально перед Госсоветом поступила информация, что наших активистов уже приглашают в прокуратуру, в администрацию, – в общем, ничего нового, как говорится.

В Удмуртской Республике в Малопургинском районе в 14 домах для переселенцев нет канализации, туалеты находятся на улице, нет ванн, в стенах трещины. Но в отношении соответствующих должностных лиц буквально на днях возбуждены уголовные дела.

Но здесь совершенно по-другому, ситуация находится на контроле у главы региона. Поэтому мы считаем, что именно сейчас при завершении этой программы нужен особенный контроль. Нельзя так закончить такую масштабную программу, не имеющую аналогов в мире.

О системе независимой оценки качества, так называемом НОК. Несмотря на значительные усилия властей, сделать НОК действенным механизмом повышения качества услуг, на наш взгляд, не удалось. Активисты ОНФ в рамках собственного проекта «Народная оценка качества» провели выборочный тестовый опрос в учреждениях, уже прошедших официальную оценку НОК. Это около десяти процентов мы провели и сделали анализ работы системы в целом. Выводы: первое – оценка необъективна и не отражает мнение граждан.

Мониторинг ОНФ выявил много случаев, когда учреждения оценивались на основании одной, двух, трёх анкет. Официальные оценки в системе НОК не совпадают с мнением людей: в половине случаев официальная оценка выше той, которую поставили граждане, заполняя точно такие же анкеты через наших активистов.

Достаточно только вспомнить пример, широко освещённый в СМИ (все это видели и по телевизору, и в интернете), когда в уфимской больнице № 13 женщина с прооперированной ногой ползла на второй этаж в рентген-кабинет, когда там лифт не работает уже с 2010 года. Больница имеет оценку «отлично».

В якутском доме-интернате для престарелых и инвалидов жильцу интерната не открыли двери. Трагедия: замёрз – скончался, к сожалению, от переохлаждения. Тоже была оценка «отлично».

И вот совершенно свежий пример в СМИ, и наши активисты отмечали: в детском саду № 60 Магадана сбежал трёхлетний ребёнок. В дошкольном учреждении даже его не хватились, не заметили его исчезновения. Хватились тогда, когда мама за ним пришла. Учреждение имеет оценку «отлично».

Второе. Система НОК не является независимой. 2619 региональных операторов (здесь говорили об этом, я просто цифру назову), более 80 процентов – это бюджетные организации, а не независимые операторы НОК. Одна бюджетная организация проверяет другую, порой подведомственную.

Так, управление здравоохранения администрации города Прокопьевска в Кемеровской области является оператором у 10 подведомственных организаций – городские больницы, поликлиники. Комитет образования города Петровск-Забайкальский в Забайкальском крае также является оператором у 20 подведомственных организаций – школы и детские сады.

Следующее. В состав 1300 общественных советов, а это одна треть, входят руководители проверяемых организаций. Об этом отмечалось. Но у нас ещё есть и цифра, что некоторые руководители в несколько советов входят. Когда мы начали свой мониторинг, буквально в этом году в этих общественных советах стали скрывать должности главных врачей, руководителей учреждений и менять их на общественные должности. Вот такой интересный выход нашли.

Третье. Система НОК не приводит к улучшению качества работы учреждений. В соответствии с проведённым анализом в 84 процентах случаев нет содержательных смысловых рекомендаций, о чём Татьяна Алексеевна говорила, по повышению качества.

Вот пример. В Рязанской области 550 организаций образования получили одинаковые, слово в слово, рекомендации общего характера: повысить, укрепить, углубить и так далее. В Орловской области 30 организаций социального обслуживания – «учреждению даны рекомендации по разработке планов».

А в Кабардино-Балкарии интересный случай: 27 организаций получили в качестве рекомендаций только компьютерные знаки в форме звёздочек, причём много звёздочек, штук восемь. Мы предлагаем исключить возможность аффилированности организаций и должностных лиц в ходе проведения независимой оценки качества.

Второе – упростить анкеты для заполнения гражданами. В настоящее время они чрезмерно объёмные – от 16 до 31 вопроса, и их заполнение занимает от 5 до 10 минут, при этом часть из которых вообще не используется для расчёта оценки.

Третье – необходимо объединение на единой технологической платформе всех систем прямой и обратной связи с гражданами. Сколько у нас их: и «Госуслуги», и «Ваш контроль» в МФЦ, в системе МФЦ, и НОК, о которой мы говорим, и много других там по оценке эффективности работы должностных лиц органов региональной власти, ЦУ. Необходима единая технологическая платформа, совершенно понятная для любого гражданина, куда заходить и что делать. А сейчас это больше 300 сайтов.

И четвёртое, и это очень важно, – интегрировать систему НОК в систему контрольно-надзорной деятельности. Результаты НОК следует использовать в качестве основания для проведения проверки организаций надзорными органами и, самое главное, принятия управленческих решений органом власти, учредителем.

Уважаемый Владимир Владимирович, именно поэтому Народный фронт не снимает с контроля такие поручения, работу над которыми необходимо продолжить, чтобы добиться повышения качества жизни граждан не в кабинетах, не на бумаге, а, что называется, на земле и в людях.

Спасибо за внимание.

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин :

Уважаемые коллеги! Всем ясно, насколько важны вопросы, которыми мы занимаемся, потому что они касаются практически каждой семьи, каждого гражданина Российской Федерации так или иначе. Они все важные, но, конечно, расселение аварийного жилья – особо острая проблема. Хотя и эти МФЦ, о которых мы говорили вначале в ходе дискуссии, не менее важны, и другие вопросы, которые сегодня звучали как в рамках, так и за рамками нашей сегодняшней повестки дня.

Хочу поблагодарить, разумеется, тех, кто работал в рамках соответствующей группы Госсовета. Но прежде всего хочу обратиться со словами благодарности к тем руководителям регионов, которые напряжённо и результативно, что самое главное, работают над исполнением положений указов Президента от 2012 года, в том числе и в части сегодняшних вопросов, поднятых для обсуждения.

Но что хотел бы сказать дополнительно: просил бы прислушаться к тому, что было здесь заявлено Алексеем Викторовичем от имени Общероссийского народного фронта. В год 100-летия Октябрьской революции не помешает вспомнить известного классика, когда он говорил о том, что бывает по форме правильно, а по существу – издевательство. Вот это хуже, чем не выполнить нормы, предусмотренные соответствующими указами Президента, или сместить их вправо по графику, чем отчитаться за выполнение невыполненных обязательств.

Это намного хуже, потому что это извращает саму суть нашей с вами работы. Поэтому я обращаю на это внимание тех коллег, перед которыми стоят, прямо скажем, непростые задачи завершить работу в сжатые сроки. Но качественно должно быть всё сделано, без обмана для людей. Повторяю ещё раз, это будет хуже, чем не сделать в срок, хочу вас об этом предупредить.

Сегодня прошло совместное заседание Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения основных показателей социально-экономического развития страны. Тема встречи - «майские указы» президента Путина, социальная сфера и ЖКХ. Особое внимание уделяется весьма актуальной и даже скандальной в последнее время теме авайрийного и ветхого жилья и его расселения.

Как заявил на заседании сам президент Путин, реализация "майских указов" придала новую динамику позитивным изменениям в наиболее чувствительных для граждан сферах, однако нерешенных проблем остается еще очень много. "За прошедшие годы удалось придать некоторую новую динамику позитивным изменениям в наиболее чувствительных, значимых для жизни граждан сферах, таких как здравоохранение, образование, культура, ЖКХ", - сказал Путин.

"Разумеется, проблем здесь еще очень и очень много, и нерешенных вопросов больше, чем того, что удалось сделать", - добавил президент РФ.Тем не менее, по его словам, реализация майских указов позволила укрепить партнерство всех уровней власти и гражданского общества. Особо президент отметил роль в этом процессе «Общероссийского народного фронта», как независимого наблюдателя, контролера и проводника голоса «гражданского общества».

По его словам, эффективность связей и механизмов работы благодаря деятельности ОНФ серьезно возросла. В связи с этим президент призвал и дальше расширять диалог с профессиональными, волонтерскими, гражданскими объединениями и НКО, "создавать новые возможности для реализации инициатив наших людей".

"Достигнутые успехи должны стать основой для движения вперед - только так можно ответить на запросы людей, они сегодня уже ориентируются на самые высокие мировые стандарты, а это значит, что нам предстоит решать все более сложные задачи", - заявил Путин.

Президент также призвал расширить участие ОНФ в проведении независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. "Нужно исключить конфликт интересов в ходе независимой оценки. Для этого нужно расширить участие в ее проведении Общероссийского народного фронта, социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах. Я прошу гражданских активистов регулярно информировать о том, как идет эта работа, повышается ли объективность, удовлетворены ли люди результатами этих оценок и последующим принятием решений", - заявил Владимир Путин.

При этом, что касается оценки реализации «майских указов», представители ОНФ полностью подтвердили неоднозначные оценки президента в отношении эффективности работы в этом направлении. Глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов заявил, что 179 поручений в рамках исполнения "майских указов" президента РФ Владимира Путина ОНФ считает исполненными менее четверти.

"ОНФ проводит мониторинг исполнения поручений, основанных на восьми "майских указах", и поручениях в их развитие. Экспертами ОНФ подготовлены заключения на доклады правительства России по 179 поручениям в рамках исполнения "майских указов" и в их развитие. Из них ОНФ считает исполненными - 35 поручений, 44 поручения - не исполнены, а 100 поручений - исполнены частично и требуют доработки", - сказал Анисимов.

Анисимов добавил, что достигнутыми ОНФ считает плановые показатели по поручению о доступе граждан к госуслугам в режиме «одного окна». При этом время ожидания в очереди все еще не сократилось до 15 минут, хотя граждане уже удовлетворены ситуацией с МФЦ. Активисты фиксируют случаи, когда ждать приходится и 30-40 минут. Кроме того, в отдельных регионах в МФЦ представлены менее половины из обязательного перечня услуг.

При этом президент считает, что проект многофункциональных центров (МФЦ) в целом стал успешным, но нельзя останавливаться на достигнутом, поддержав экспертную оценку Анисимова. "Этот проект стал успешным, но нельзя останавливаться на том, что сделано. В некоторых центрах пока сохраняются очереди, как ни странно, далеко не везде предоставляется полный спектр услуг, а их качество даже там, в МФЦ, не всегда отвечает требованиям, которые люди к ним предъявляют", - сказал Путин.

Президент добавил, что именно мнение и пожелания посетителей центров "должны стать основной для дальнейшего совершенствования работы многофункциональных центров". По его словам, принципиальной задачей является то, чтобы граждане могли обратиться в любой МФЦ вне зависимости от места проживания и регистрации, "это важный шаг к созданию целостной интегрированной системы предоставления государственных и муниципальных услуг".

Также среди конкретных проблем и задач, которые стоят на повестке дня и которые только предстоит решить, одной из ключевых стала тема аварийного жилья. Как сообщил все тот же Анисимов, ОНФ, занимаясь мониторингом выполнения "майских указов" президента РФ, выявил серьезные нарушения в выполнении программы переселения из аварийного жилья. Активисты рассказали о более сотни таких зданий в 27 регионах страны и о "домах-призраках", существующих только на бумаге.

По его словам, некоторые регионы "чудят", принимая непригодные для проживания дома или закупая сомнительное жилье на вторичном рынке. Так, в Коми две сельских семьи получили квартиры в старых деревянных домах взамен аварийного, а в Малопургинском районе Удмуртии из 14-ти проверенных домов в большинстве не оказалось ни канализации, ни горячей воды, зато в стенах виднелись трещины. Анисимов потребовал взять эту ситуацию под "особый контроль".

При этом министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заявил, что Министерство строительства и ЖКХ России ожидает увеличения объёмов аварийного жилья в стране. "Дело в том, что почти половина жилого фонда в нашей стране была построена до 1970 года", - напомнил он.

В свою очередь, президент, признавая, что проблема расселения ветхого жилья стоит очень остро, обратился к тем, кто пытается навязать россиянам дома, не подготовленные для переезда, с довольно жесткой критикой. «Хочу предостеречь тех, кто в погоне за соблюдением сроков пытается навязать людям дома, где крыши текут, штукатурка отваливается. То есть по принципу «возьми, боже, что нам негоже». Важны не только сроки, но и качество жизни».

Впрочем, можно надеться, что мониторинг ОНФ, который, как видно из доклада Анисимова, уже сейчас дает вполне осязаемые результаты по выявлению нарушений в процессе расселения аварийного жилья, и в дальнейшем останется таким же эффективным - и у граждан не возникнет проблем с переездом в новые благоустроенные дома.

МОСКВА, 4 мая — РИА Новости. Вопросы исполнения "майских указов", предоставление государственных и муниципальных услуг через сеть многофункциональных центров (МФЦ), независимая оценка качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из аварийного жилья — таковы основные темы прошедшего в четверг совместного заседания Госсовета и комиссии по мониторингу целевых показателей социально-экономического развития страны.

На заседании президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ и регионам с 1 января 2019 года ввести постоянный механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Кроме того, глава государства заявил о необходимости поощрять соцучреждения, откликающиеся на запросы граждан, а также похвалил проект МФЦ, но призвал не останавливаться на достигнутом.

Выполнение майских указов

На заседании Путин обратился к главе Счетной палаты Татьяне Голиковой и руководителю исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Алексею Анисимову с просьбой озвучить свои оценки, касающиеся реализации майских указов.

Как сообщил Анисимов, из 179 поручений в рамках исполнения "майских указов" президента ОНФ считает исполненными 35, 100 поручений исполнены частично и требуют доработки, не исполнены 44 поручения.

Президент РФ подписал "майские указы" в день своего вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года. Указы содержали параметры, на которые экономика РФ должна выйти в течение его президентского срока.

Переселение из ветхого жилья

Одним из вопросов, обсуждавшихся на заседании Госсовета, стало расселение ветхого и аварийного жилья. К 1 сентября 2017 года в России должна завершиться программа расселения жилья, признанного аварийным на 1 января 2012 года. Всего, по данным на 1 апреля этого года, в России, начиная с 2008 года, было расселено более 860 тысяч человек из более чем 13 миллионов квадратных метров жилья, что соответствует 73% выполнения плана по расселению, говорится в материалах к Госсовету. В настоящее время 20 российских регионов отстают от плановых показателей по расселению аварийных домов.

Глава государства поручил правительству РФ и регионам с 1 января 2019 года ввести постоянный механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. При этом на переходный период до 2019 года должно быть продлено действие фонда ЖКХ, который доказал свою эффективность, отметил президент.

Президент также заявил о необходимости разобраться с ситуациями, когда по формальным и надуманным причинам люди не были включены в программу переселения. Путин также подчеркнул, что при расселении россиян из ветхого и аварийного жилья важны не только сроки, но и качество предоставляемых квартир.

"Одновременно хочу предостеречь тех, кто в погоне за соблюдением сроков пытается навязать людям дома, где крыши текут, штукатурка осыпается, то есть по принципу "возьми, боже, что нам негоже", ну и просто, чтобы отчитаться. Хочу повторить: важны не только сроки, но и качество жилья", — заявил он.

В свою очередь министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень, давая свою оценку текущей ситуации, заявил, что ведомство ожидает увеличения объемов аварийного жилья в стране.

"Дело в том, что почти половина жилого фонда в нашей стране была построена до 1970 года", — напомнил он.

Мень предложил финансово поощрить субъекты РФ, досрочно расселившие аварийные дома. В пример Мень привел Калининградскую область и Ингушетию, первыми завершивших расселение аварийное жилья — еще в 2015 году — и получивших финансовую поддержку решением председателя правительства. Это позволило данным регионам направить дополнительные средства на расселение вновь образовавшегося аварийного фонда, отметил министр.

Глава Чувашии Михаил Игнатьев выступил с предложением при расселении аварийного жилья учитывать социальный статус проживающих. Игнатьев предложил реализовать пять механизмов расселения аварийного жилья с учетом этого фактора.

По его словам, первый механизм - это развитие застроенных территорий. Второй - развитие рынка арендного жилья. Третий - создание правового и организационного механизма реализации инициатив собственников помещений в многоквартирных домах по самостоятельной реализации проектов реконструкции аварийного жилья, строительство нового жилья на земельном участке, который высвобождается после сноса аварийного дома. Четвертый - введение нового вида жилищного фонда - специализированного жилищного фонда для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Пятый — выдача государственных или муниципальных жилищных сертификатов для граждан, переселяющихся из аварийного жилья.

Он также отметил, что для реализации данных механизмов на уровне РФ необходимо разработать новую нормативно-правовую базу.

Услуги в социальной сфере

Остановившись на теме оценки качества социальных услуг, глава государства заявил о необходимости поощрять соцучреждения, которые прислушиваются к гражданам, и применять жесткие меры к тем, кто не отвечает на запросы граждан.

Он напомнил, что в рамках реализации "майских указов" начато внедрение независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. Как отметил Путин, "полученные результаты не должны подшиваться в папку, ложиться под сукно".

При этом президент заявил, что необходимо исключить конфликт интересов при оценке деятельности учреждений социальной сферы, для этого нужно расширить участие в ее проведении Общероссийского народного фронта, социально ориентированных НКО, общественных палат в регионах

"Принципиально важно обеспечить полную независимость оценки. Сейчас еще встречаются случаи, когда бюджетные организации устраивают так называемый "междусобойчик", опрашивают и оценивают сами себя, а потом получается, что у поликлиник, например, формально высокая оценка, а на деле там ни к специалистам не попасть, и, вообще, уровень обслуживания достаточно низкий", — сказал Путин.

Он пояснил, что независимая оценка нужна "не для галочки", она представляет собой реальную возможность влиять на жизнь людей.

В свою очередь глава Минтруда Максим Топилин, высказываясь по данному вопросу, отметил, что независимая оценка всех учреждений социальной сферы по оказанию услуг должна быть завершена в 2017 году. При этом, по его мнению, уже с 2018 года нужно изменить формат проведения независимой оценки.

Топилин отметил, что для улучшения ее качества стоит рассмотреть законодательное закрепление обязательного отчета о результате независимой оценки.

"В ходе обсуждения и подготовки к Госсовету пришли к выводу, что, наверное, было бы целесообразно в законодательстве закрепить, чтобы органы исполнительной власти выступали с публичным отчетом по результатам независимой оценки в своих законодательных собраниях. Это могло бы серьезным образом повысить и ответственность, и публичность этих мероприятий, и контроль за тем, насколько они будут использоваться", — добавил министр.

Одной из тем Госсовета также стал проект по созданию многофункциональных центров. Путин назвал его успешным, отметив, что по всей стране работают 3 тысячи МФЦ, число обращений в которые в прошлом году превысило 60 миллионов. При этом он подчеркнул, что на достигнутом останавливаться нельзя, мнения и пожелания людей должны стать основой для дальнейшего совершенствования.

Глава государства напомнил, что еще несколько лет назад российские граждане, чтобы получить справку или документ, были вынуждены практически везде без всякого исключения "простаивать в очередях, обивать пороги различных контор, платить деньги посредникам".

"Да, действительно, и сейчас еще много проблем подобного рода, но все-таки ситуация в целом начинает меняться. Сегодня многие люди приходят в многофункциональные центры, где можно оформить сертификат на материнский капитал, свидетельство индивидуального предпринимателя, зарегистрировать собственность, получить другие услуги", — сказал он.

Президент отметил, что необходимо создать условия, при которых граждане смогут обратиться в любой МФЦ независимо от места своего проживания и регистрации.

Глава Ростовской области Василий Голубев, комментируя вопрос работы МФЦ, отметил, что граждане и бизнес должны иметь возможность оценивать качество региональных и муниципальных услуг, которые они получают. По его словам, система оценки оказываемых услуг должна стать еще более персонифицированной.

"Как минимум, должна появиться возможность анализа причин низких оценок. Их доля в настоящий момент не очень велика. Но они по-прежнему остаются индикатором проблемы. Важно точно знать причины неудовлетворенности заявителя", — сказал Голубев.

Сто билетов на танцы

В своем выступлении председатель ЛДПР Владимир Жириновский, также принимавший участие в заседании, неожиданно затронул проблему нехватки мест досуга — он посетовал на отсутствие танцевальных площадок для молодежи или людей старшего возраста.

"Поликлиники есть, школы есть - все есть. Для досуга что есть? Площадка для выгула собак, автостоянка, детская площадка (есть). А вот взрослым от 15-20 лет до 90, у них где досуг будет проходить? Сегодня, 4 мая, столица нашей Родины, давайте, куда можно пойти потанцевать, вот просто так? Не ресторан, просто пойти отдохнуть человек хочет, ни есть, ни пить, ничего… Нету!" — сказал председатель партии.

Президент РФ Владимир Путин в связи с этим спросил у мэра столицы: "Куда пойдем на танцы?".

"Владимир Владимирович, по поводу Владимира Вольфовича беспокойства по танцплощадкам — в каждом парке танцплощадки существуют. Поэтому мы сотню приглашений ему пришлем для того, чтобы у него был выбор", — ответил Сергей Собянин.

Проблемы, возникающие при переселении из ветхого и аварийного жилья, обсуждаются на сегодняшнем заседании Госсовета, его проводит в Кремле Владимир Путин. Участвует и президентская комиссия по мониторингу выполнения показателей социально-экономического развития России.

Глава государства сообщил, что с января 2014 года новое комфортное жилье получили более полумиллиона человек. Федеральная программа таким образом выполнена уже на 70 с лишним процентов. Владимир Путин обратил внимание чиновников на сложности, с которыми порой сталкиваются люди, и дал ряд поручений правительству и губернаторам.

«Прошу взять на себя персональную ответственность, уважаемые коллеги, за ситуацию. Не посылать объясняться подчиненных, а самим прийти к людям и четко сказать: когда они смогут переехать в новое жилье? Одновременно хочу предостеречь тех, кто в погоне за соблюдением сроков пытается навязывать людям дома, где крыши текут, штукатурка осыпается, то есть, по принципу «возьми, Боже, что нам не гоже», но и просто, чтобы отчитаться. Хочу повторить: важны не только сроки, но и качество жилья.

Также прошу детально разобраться с теми случаями, когда люди по формальным, зачастую надуманным причинам не были включены в программу переселения. И хочу вновь повторить: масштаб проблемы, конечно, очень большой. И в число аварийных попадают дома, которые не были признаны таковыми на начало 2012 года. Разумеется, хотелось бы сделать еще больше и расширить эти рамки. Но нам нужно выполнить хотя бы то, что есть, тем не менее, поручаю правительству Российской Федерации совместно с регионами выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. А на переходный период предлагаю продлить работу Фонду жилищно-коммунального хозяйства, который в целом доказал свою эффективность», - сказал Владимир Путин.

На заседании также обсуждается работа учреждений, куда регулярно обращаются миллионы россиян. Это, к примеру, районные поликлиники - президент обратил внимание на систему оценки качества обслуживания.

Речь зашла и о сети МФЦ, где можно получить различные государственные и муниципальные услуги. Таких многофункциональных центров в стране уже три тысячи. Только в прошлом году число обращений превысило 60 миллионов.

«Этот проект стал успешным, но нельзя останавливаться на том, что сделано, ведь в некоторых центрах пока еще сохраняются очереди, как ни странно, далеко не везде предоставляется полный спектр услуг, а их качество даже там, в МФЦ не всегда отвечает требованиям, которые люди к ним предъявляют. Обращаю внимание, именно их мнение, именно мнение людей, пожелания и должны стать основой для дальнейшего совершенствования работы многофункциональных центров. Поэтому полученные результаты не должны подшиваться, разумеется, в папку, ложиться под сукно. Необходимо создать четкий механизм поощрения социальных учреждений, которые откликаются на запросы граждан, и предусмотреть жесткие меры в отношении тех, кто не готов, не хочет слушать людей, не хочет работать над повышением своей эффективности.

И, конечно, принципиально важно обеспечить подлинную независимость оценки. Сейчас еще, к сожалению, встречаются такие случаи, когда бюджетные организации устраивают так называемый «междусобойчик» - опрашивают и оценивают сами себя, а потом получается, что у поликлиники, например, формально высокая оценка, а на деле там ни к специалистам не попасть, да и вообще уровень обслуживания достаточно низкий», - отметил президент.

Читайте также: