Нормативные аспекты перевода: типология переводческих ошибок. Причины возникновения переводческих ошибок Несоответствия и ошибки в переводе

Большинство авторов понимают ошибку как необоснованное отступление от нормативного требования эквивалентности (т. е. содержательного соответствия перевода оригиналу – Швейцер), как меру несоответствия перевода оригиналу (Миньяр-Белоручев), меру дезинформирующего воздействия на читателя (Комиссаров).

Буквализм – ошибка переводчика, заключающаяся в передаче формальных или семантических компонентов слова, слова, словосочетания или фразы в ущерб смыслу или информации о структуре (Миньяр-Белоручев, 1999), передача коммуникативно нерелевантных элементов оригинала, что приводит к нарушению нормы и узуса ПЯ, либо оказывается искаженным действительное содержание оригинала (Комиссаров, 2002).

It is a good horse that never stumbles .Это хорошая лошадь, которая никогда не спотыкается. [Конь на четырех ногах, и тот спотыкается]

Вольность – передача ключевой информации без учета формальных и семантических компонентов исходного текста.

In the West cut diamonds outnumber cars. На Западе бриллиантов больше чем сотовых телефонов .

Выделение вольностей и буквализмов — наиболее традиционный и вместе с тем, узкий подход к пониманию переводческой ошибки. С одной стороны, он свидетельствует о нарушении только лишь одной из норм перевода – нормы эквивалентности, а с другой – практически непригоден для оценки качества перевода, не дает представления о степени дезинформирующего воздействия перевода.

В методических целях, для оценки качества перевода используется более широкое понятие переводческой ошибки. Оно основано не только на учете нарушений в передаче содержания ИТ, но и на учете ошибок, связанных с «адаптацией этого содержания к новым лингвоэтническим условиям». Другими словами, второй тип ошибок – это т. н. ошибки выражения , представляющие собой как вынужденные (спровоцированные оригиналом), так и невынужденные нарушения нормы и узуса ПЯ.

Во многих ВУЗах, занимающихся подготовкой переводчиков, используется следующая классификация ошибок, основанная на работах Л.К. Латышева:

  1. Ошибки в трансляции исходного содержания — функционально не мотивированные отклонения от содержания оригинала, различающиеся по степени дезинформирующего воздействия
  2. Искажения — субъективно обусловленное отклонение содержания перевода от оригинала, в результате которого воздейственный потенциал ПТ не соответствует воздейственному потенциалу ИТ (вводит в заблуждение получателя относительно предмета сообщения, вызывает неадекватные представления).
  3. Неточности – отклонения от содержания оригинала, характеризующиеся меньшей степенью дезинформирующего воздействия; немотивированное опущение или добавление информации, не искажающее полностью содержание оригинала, но требующее уточнения.
  4. Неясности – функционально-содержательный изъян перевода, затемняющий смысл высказывания, достаточно четко выраженный в исходном тексте, часто возникают из-за неудобоваримости синтаксических конструкций. Может быть связан с неудачным выбором слова или структуры фразы, либо обусловлен неадекватным использованием или неиспользованием переводческого приема.

Ошибки в адаптации содержания и форм его выражения к новым лингвоэтническим условиям восприятия, их причина — неумение компенсировать расхождения ЛКК носителей ИЯ и ПЯ, т.н. языковые ошибки, ошибки в оформлении текста на ПЯ. Классифицируются по видам единиц языка и речи.

Лексическая ошибка - ошибка, связанная с неправильным использованием основного или контекстуального значения слова, а также нарушение норм сочетаемости слов в ПЯ.

Грамматическая ошибка - нарушение грамматических (в т. ч. синтаксических) норм языка перевода, не приводящее к искажению смысла оригинала.

Стилистическая ошибка – использование слова, конструкции или стилистического средства, не соответствующих по своим функционально-языковым свойствам той жанрово-стилистической разновидности текстов, к которой принадлежит перевод.

Орфографическая ошибка - ошибка в правописании слов ПЯ.

Пунктуационная ошибка - несоблюдение правил пунктуации ПЯ.

1. Смысловые ошибки.

Градация по степени дезинформирующего воздействия, как она описана у Латышева.

1.1. Искажения

1.2. Неточности

1.3. Неясности

В каждой группе можно детализировать вид содержательного несоответствия по его причине:

1.4. Немотивированные добавления

1.5. Отсутствие учета различий в экстралингвистических ситуациях

1.6. Непереведенные единицы, подлежащие переводу

1.7. Пропуск релевантной информации

1.8. «Ложные друзья переводчика»

1.9. Нарушение общей, предметной, текстовой логики

1.10. Отсутствие учета импликаций

1.13. Вольность

1.14. Буквализм

1.15. Неудачная формулировка

1.16. Наличие нескольких вариантов перевода

1.17. Ненужные комментарии переводчика

1.18. Иное/комментарий

2. Языковые ошибки

2.1. Лексические ошибки

1.1.1. Сочетаемость

1.1.2. Тавтология

1.1.3. Паронимы

1.1.4. Ошибки в переводе собственных имен, не ведущие к смысловым потерям

1.1.5. Все терминологические ошибки (в т.е. ее неединообразность)

1.1.6. Неузуальность

1.1.7. Иное/комментарий

2.2. Грамматические ошибки

1.1.8. Морфологические ошибки

1.1.9. Неправильное согласование, управление

1.1.10. Неправильная морфологическая форма слова

1.1.11. Иное/комментарий

1.1.12. Синтаксические ошибки

1.1.13. Порядок слов

1.1.14. Несогласованность предложения (в т.ч. неправильная передача причинно-следственной связи)

1.1.15. Неправильная организация темо-рематического членения

1.1.16. Иное/комментарий

2.3. Стилистические ошибки

1.1.17. Функционально-стилистические

1.1.18. Стилистическая неоднородность (смешение стилей)

1.1.19. Неуместное использование диалектов и вариантов ПЯ

1.1.20. Нарушение конвенций для данного типа текста (узуса)

1.1.21. Экстрессивно-стилистические

1.1.22. Отсутствие учета коннотативных значений исходных единиц

1.1.23. Ошибки при переводе фигур речи

1.1.24. Иное/комментарий

2.4. Орфография (включая использование заглавных букв вместо строчных)

2.5. Пунктуация

2.6. Ошибки оформления (верстка текста)

Цель данной работы – рассмотреть существующие классификации переводческих ошибок, проанализировать приводимые в каталоге переводы кинообзоров на английский язык, выявить переводческие ошибки, неточности и неясности и попытаться выявить закономерности их возникновения.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в наше время существуют профессиональные переводы, но вместе с тем существуют и переводы "дилетантов", что в некотором смысле подрывает авторитет переводческой деятельности.

Предметом исследования являются кинообзоры на русском языке и их переводы на английский язык из каталога кинофестиваля "Северное Сияние".

Объектом исследования является непосредственно сам каталог кинофестиваля, проходивший в Санкт-Петербурге в ноябре 2012 года.

В результате, если ранжировать переводческие ошибки, то к наиболее частотным следует отнести лексические и грамматические ошибки и буквальный перевод. Достаточно большой процент ошибок приходится на стилистические ошибки, что подразумевает неправильное употребление тех или иных слов в определенном контексте. Неточности и искажения в совокупности также представляют достаточно большой срез переводческих ошибок, что объясняется плохим знанием как своего родного языка, так и переводящего языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Редькина Д.В. – учитель английского языка

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА:

ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ ОШИБОК

Социальное предназначение перевода – служить заменой оригинала. Перевод – это вид межкультурного и межъязыкового посредничества, в полном объеме ориентированный на оригинал.

Доминантой при переводе является стремление сохранить функции текста и его содержание, и если переводчику не удается сохранить структуру исходного текста и его функциональную доминанту, он прибегает к использованию широкого спектра переводческих трансформаций - генерализации, конкретизации, функциональной замене, конверсии, антонимическому переводу, целостному переосмыслению и т.д.

Удачное преодоление трудностей, связанных, с одной стороны, с «радикальными трансформациями, именуемые вольностями», и неприменение трансформации там, где она необходима, что неизбежно влечет за собой возникновение буквализмов, с другой, является важной характеристикой качественного перевода, в котором верно определен и сохранен инвариант перевода.

Невозможность найти компромиссное решение между трансляцией содержания исходного текста и адаптацией текста перевода к нормам переводящего языка (ПЯ) ведет к появлению переводческих ошибок. Анализ переводческих ошибок – это, по мнению И.А. Цатуровой и Н.А. Кашириной, «анализ отрицательных переводческих прецедентов, в ходе которого… должен постепенно выработаться иммунитет к наиболее типичным и грубым ошибкам».

Что же такое переводческая ошибка, в каких случаях целесообразно говорить о типичных переводческих ошибках и возможно ли их классифицировать?

Поиск ответов на поставленные вопросы и послужил целью проведенного нами исследования. Материалом для исследования послужили кинообзоры из каталога кинофестиваля "Северное Сияние", проходившего в Санкт-Петербурге в ноябре 2012 года, и их переводы на английский язык.

Работа состояла из нескольких этапов.

В ходе первого этапа исследования нами были проанализированы все приводимые в каталоге переводы кинообзоров, отмечены переводческие ошибки, неточности и неясности. Методом сплошной выборки нами был отобран 41 пример неточных и некорректных переводов на английский язык.

Затем, на втором этапе, мы проанализировали весь отобранный материал в точки зрения соблюдения нормативных требований к переводу, а именно эквивалентность и адекватность переводческих трансформаций, корректность и уместность их употребления, нормированность перевода.

В основу нашего исследования была положена классификация переводческих ошибок, предлагаемая Л.К. Латышевым.

В соответствии с данной классификацией недостатки в трансляции исходного текста выражаются в следующем:

  1. функционально не мотивированные отклонения от содержания оригинала, различающиеся по степени дезинформирующего воздействия, например:

Оригинал: Она рассказывает о себе очень личные вещи. Когда зажигаются огни, люди вновь становятся чужими.

Перевод: When the lights come back to the restaurant, they are strangers once again.

  1. искажения – субъективно обусловленное отклонение содержания перевода от оригинала, в результате которого воздейственный потенциал переведенного текста не соответствует воздейственному потенциалу исходного текста (вводит в заблуждение реципиента относительно предмета сообщения, вызывает неадекватные представления).

Примеры:

Оригинал: Рами, парень-инвалид ливанского происхождения, работает в ресторане родителей в Монреале.

Перевод: Rami, a shy young man of Lebanese descent who works in his parents" Montreal restaurant, struggles with a physical disability.

  1. неточности – отклонения от содержания оригинала, характеризующиеся меньшей степенью дезинформирующего воздействия; немотивированное опущение или добавление информации, не искажающее полностью содержание оригинала, но требующее уточнения, например:

Оригинал: When the other guests leave, Aimo stays, llmari is not pleased with the intruder. Gradually, Aimo starts to have enough of the youngster’s insolence.

Перевод: Гости уезжают, Аймо остаётся. Илмари это не по душе. Наглость подростка начинает действовать Аймо на нервы.

  1. неясности – функционально-содержательный изъян перевода, затемняющий смысл высказывания, достаточно четко выраженный в исходном тексте; часто возникают из-за неудобоваримости синтаксических конструкций. Может быть связан с неудачным выбором слова или структуры фразы, либо обусловлен неадекватным использованием или неиспользованием переводческого приема.

Оригинал : Любительский фильм о том, как на родине полярника Георгия Седова жители поселка Седово отмечали 100-летие первой русской экспедиции к Северному Полюсу, как чтут они память своего прославленного земляка.

Перевод: An amateur film about the festivities on the occasion of the 100th anniversary of the first Russian expedition to the North Pole held in the village of Sedovo, the birthplace of the polar explorer Georgi Sedov, which demonstrates how they treasure the memory of their famous countryman.

  1. ошибки в адаптации содержания и форм его выражения к новым лингвоэтническим условиям восприятия; их причина – неумение компенсировать расхождения лингвокультурной компетенции носителей исходного языка (ИЯ) и ПЯ, так называемые языковые ошибки, и ошибки в оформлении текста на переводящем языке. Эти ошибки классифицируются по видам единиц языка и речи.
  1. Лексическая ошибка – ошибка, связанная с неправильным использованием основного

или контекстуального значения слова, а также нарушение норм сочетаемости слов в ПЯ, например:

Оригинал: Парочка влюбленных путешествует…

Перевод: A pair of lovers travel…

  1. Грамматическая ошибка – нарушение грамматических (в т.ч. синтаксических) норм

языка перевода, не приводящее к искажению смысла оригинала.

  1. Неправильное употребление/ неупотребление артиклей, предлогов

Оригинал: «Фильм открывается…»

Перевод: «Film opens…»

Оригинал: Судьбы этих людей переплетаются неожиданно и драматично.

Перевод: The destinies of these people get intertwined in unexpected and dramatic ways.

  1. Неправильное употребление времен

Оригинал: Филипп отправляется в Италию, где, наконец, поймет, что кроме работы в жизни есть еще и любовь.

Перевод: Philip went to Italy, where he finally realizes that in addition to working life, there is also love.

с) Неправильное употребление предлога

Оригинал: Красивые сельские пейзажи Исландии противопоставлены скучному Рейкьявику, а неуклюжие ухаживания влюблённых контрастируют с волшебным миром Осло, где они встречаются во время путешествия, в каком-то смысле взяв отпуск от своей обычной жизни.

Перевод: The beautiful Icelandic countryside is the opposite of the common drone of Reykjavik city, the lover"s troubled, awkward courtship is the opposite of the magical world of Oslo, where the two met while traveling, in a sense on leave from their normal lives.

  1. Нарушение порядка слов в предложении

Оригинал: Этими словами открывается фильм «Возможно, завтра». Режиссёр стучится к соседям. Мы вместе с ним движемся по улицам Гётеборга, заходим в квартиры, заглядываем в парк, на съёмочные площадки и приёмы. Кто-то указывает нам на дверь, кто-то снова и снова просит остаться.

Перевод : These are the first words in “Maybe Tomorrow”. A filmmaker knocks at her neighbors" door. We continue in the streets of Gothenburg. In apartments and in the woods. On film sets and at dinner parties. Some people tell us to go, some beg us again and again to stay.

  1. Неправильное словоупотребление

Оригинал: Эго история любви двух людей, которых связала трагедия.

Перевод: It is the love story between two strangers, bound together by a tragedy.

  1. Неправильный выбор неличных форм

Оригинал: Прошедший две кавказские войны капитан пытается найти свое место в мирной жизни.

Перевод: A captain is trying to find his place in civilian life after the experience of two Caucasian wars.

  1. Стилистическая ошибка – использование слова, конструкции или стилистического средства, не соответствующих по своим функционально-языковым свойствам той жанрово-стилистической разновидности текстов, к которой принадлежит перевод. Приведем примеры:
  1. Переводческая вольность

Оригинал : Режиссер сохраняет верность оригиналу, но действие перенесено в современность, в мир спорта. Знаменитая теннисистка Джули, ранимая, как настоящая примадонна, запуталась в отношениях с капризным тренером и амбициозным отцом, который, к тому же, переживает финансовые трудности.

Перевод: Wendel"s chamber piece, although remaining loyal to Strindberg, takes place in the contemporary tennis milieu. Julie, a renowned tennis player with the vulnerability of a prima donna, is in the throes of a capricious trainer and an ambitious father, who is failing economically.

Оригинал: В центре внимания - женщина средних лет и её сын-подросток, который снимает на сотовый телефон свои попытки выжить в стране вегетарианцев, ставших каннибалами. Именно его фильм мы и смотрим на экране.

Перевод: We focus on a middle-aged woman and her teenage son, who is filming the film - as we watch it - on his cell phone - as they are trying to survive in the land of vegetarians turned carnivores.

  1. Буквальный перевод

Оригинал: Но одно я знаю точно - я не Другой.

Перевод: One thing I do know is that I am not the Other.

Оригинал: Одно его присутствие постоянно напоминает мне о моей собственной никчёмной жизни.

Перевод: His presence next to me, the sole fact of his existence, constantly bring me back to my own sorry state, and feel ever more intolerable.

Орфографическая ошибка – ошибка в правописании слов ПЯ.

  1. Пунктуационная ошибка – несоблюдение правил пунктуации ПЯ, например:

Оригинал: Филипп - одинокий вдовец.

Перевод : Philip - a lonely widower.

Как видно из примеров, к переводческим относятся ошибки, приводящие к несоответствию содержания перевода оригиналу. В широком смысле, это ошибки, снижающие качество перевода как самостоятельного текста и нарушающие другие нормативные требования к переводу. Как правило, эти ошибки представляют собой нарушения нормы и узуса ПЯ, а также логические недостатки переводного текста.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1. К традиционным видам переводческих ошибок относятся буквализмы и вольности, что и показало проведенное исследование.

2. В абсолютных и относительных показателях описанные переводческие ошибки распределились следующим образом:

Лексические ошибки как результат неправильного словоупотребления - 131 ошибка (45%);

Грамматические ошибки (употребление предлогов, артиклей и времен - 103 ошибки (35%);

Стилистические ошибки - 21 ошибка (7%);

Пунктуационные ошибки - 39 ошибок (13%).

Орфографические ошибки не отмечены.

Проведенный анализ переводческих ошибок позволил выделить три вида типичных ошибок:

Функционально-нормативные, обусловливающие нарушение нормы переводческой речи;

Функционально-содержательные, нарушающие норму эквивалентности;

Культурологические, нарушающий прагматику нормы, что ведет к искажению функции текста и некорректному выполнению его коммуникативного задания.

Кроме того, на наш взгляд, в качестве недостатков перевода материалов кинофестиваля следует отметить лексическую деэмфатизацию, замену экспрессивно-выразительных средств (метафор, эпитетов) нейтральной лексикой, игнорирование особенностей актуального членения в ИЯ и ПЯ.

К основным причинам возникновения переводческих ошибок мы, вслед за Н.К. Гарбовским, относим (1) слабое знание языка оригинала и перевода; (2) непонимание «предмета мысли автора»; (3) недостаточный когнитивный опыт; (4) невнимательное отношение к системе смыслов, заключенной в исходном тексте; непонимание того, что автор говорит о предмете; (5) неумение различить особенности индивидуального стиля автора исходного речевого произведения.

Библиографический список

1. Цатурова И.А., Каширина Н.А . Переводческий анализ текста. Английский язык: Учебное пособие с методическими рекомендациями.- 2-е изд., исп. и доп. – СПб.: Перспектива, Изд-во «Союз», 2008.-296 с.

2. Там же , С. 35

3. Латышев Л.К. Курс перевода: Эквивалентность перевода и способы ее достижения. Для изучающих нем. яз. – М.: Междунар. отношения, 1981. – 248 с.

4. Паршин А.Н., Теория и практика перевода. - М.: Русский язык, 2000. – 161 с.

5. Гарбовский Н.К. Теория перевода: М.: Изд-во Моск. ун-та, Учебник. 2004. – 544 с.


Еще несколько веков тому назад было справедливо замечено, что причины переводческих ошибок следует искать, прежде всего, в недостаточной образованности переводчика. Поэтому изучение природы ошибок понимания может быть построено на основании анализа когнитивного опыта переводчика, т.е. его индивидуального опыта в познании окружающей действительности, как языковой, так и внеязыковой.

Недостаточная образованность переводчика проявляется, во-первых, в слабом знании языка оригинала и, во-вторых, в недостаточном знании «предмета мысли автора», т.е. того, о чем идет речь в тексте оригинала. Более того, переводчик должен понять не только то, о чем пишет автор, но и то, что он говорит о предмете, ведь предмет мысли и мысль о предмете суть вещи разные. Невнимательное прочтение текста оригинала может быть также связано с недостатком филологической образованности. В результате того, что у переводчика не развита «языковая чуткость», он оказывается неспособным уяснить особенности стиля переводимого произведения.

Разумеется, все причины ошибок, упомянутые выше, взаимосвязаны, так как касаются одной языковой личности - переводчика, его знаний и компетенций, его психического состояния и условий, в которых ему приходится воспринимать исходное сообщение. Подобное расчлененное представление переводческих ошибок кажется продуктивным как для переводческой критики, т.е. объективной, насколько это возможно, оценки переводческого труда, так и для обучения переводу, когда необходимо найти причину каждой переводческой ошибки.

Говоря о переводческих ошибках, нужно отметить, что они возникают на этапе, когда переводчик принимает решение о переводе той или иной единицы ориентирования. Они могут быть обусловлены как неверной расшифровкой смысла знаков, составляющих единицу ориентирования, так и неправильным выбором знаков в переводящем языке для оформления единицы перевода. Различать природу переводческих ошибок бывает довольно сложно, так как наиболее распространенным способом выявления ошибок является сравнение текста перевода с текстом оригинала. Но это сравнение не всегда способно показать, отчего возникло несоответствие - от того ли, что переводчик неверно понял смысл какого-либо знака в оригинальном тексте, или же от того, что он выбрал в языке перевода знак, не соответствующий понятию. Иначе говоря, в акте речевой коммуникации переводчик может совершать ошибки и как получатель исходного сообщения, т.е. слушатель, читатель оригинального текста, и как отправитель переводного сообщения. В условиях асимметричного билингвизма, которым обычно характеризуется языковая компетенция переводчика, ошибки первого рода чаще возникают при переводе с иностранного языка на родной, когда переводчик сталкивается не только с системой языка, над которой доминирует другая, но и с иной культурой, иным мировосприятием. Ошибки второго рода чаще возникают при переводе с родного языка на иностранный, когда переводчику не достает знаний о всей системе выразительных средств переводящего языка. Однако это деление далеко не абсолютно, и ошибки обоих родов могут возникать во всех случаях перевода.

Эрратология: теория ошибок и переводческих несоответствий. Методика преподавания.

к вопросу о классификации переводческих ошибок Е.д. Малёнова, Л.П. Черкашина

(г. Омск, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается проблема классификации переводческих ошибок, существующие классификации и проблема идентификации типа ошибки на примерах несовершенных студенческих переводов.

Ключевые слова: перевод; переводческая ошибка; несоответствие

issue of translation errors classification E. Malenova, L. Cherkashina

Abstract. The paper deals with the problem of translation errors classification, the authors review existing classifications and point out a challenging task of identification of error type in students’ imperfect translations works.

Key words: translation; translation error; irregularity

Учитывая все большее распространение перевода как продукта и вида деятельности переводоведы предпринимают попытки разработать универсальные критерии оценки качества перевода. И пока теоретики спорят о преобладании прагматического аспекта над языковым и формального языкового компонента над содержательным, практики перевода сталкиваются с необходимостью оценки качества перевода. Отсутствие единых требований к переводу, трудность в определении прагматического эффекта перевода, различное понимание задач переводческой деятельности, конфликт между языковой нормой и содержанием, совмещение различных функциональных стилей в рамках одного текста, необходимость учета сугубо практических задач заставляют специалистов, вовлеченных в процесс оценки качества перевода, в частности преподавателей переводческих факультетов, применять некий усредненный подход, который не всегда обеспечивает полную объективность.

Являясь средством межъязыковой коммуникации, перевод не обладает полной тождественностью по отношению к оригиналу. Необходимо отметить, что причины, по которым не всегда достигается лексическое и информационное соответствие между текстом оригинала и текстом перевода, весьма разнообразны. Основными из них можно считать различия в структуре языка, культурные различия и несоответствие жанрово-стилистических форм исходного и переводящего языков, в частности, английского и русского. Иначе говоря, эти объективно существующие трудности и создают проблемы при переводе и приводят к возникновению переводческих несовпадений (несоответствий). Переводческими несовпадениями считаются лексические единицы в тексте перевода, которым нет соответствия в оригинале, лексические единицы оригинала, которым нет соответствия в переводе, а также не словарные, ситуативные замены лексических единиц оригинала на иные лексические единицы в переводе.

Перевод и сопоставительная лингвистика. Выпуск № 9

Вопрос переводческих несовпадений относительно мало исследован в переводоведении. Это чрезвычайно усложняет работу переводчиков-практиков, поскольку обнаружение в переводе лексических несовпадений с оригиналом часто становится поводом для обвинения переводчика в совершении переводческой ошибки. Однако проблема в том, что несовпадения не всегда представляют собой ошибки.

Р. К. Миньяр-Белоручев - один из немногих переводоведов, который уделяет серьезное внимание проблеме лексических различий между текстом оригинала и перевода, используя вместо слова «несовпадение» термин «несоответствие». Он разработал теорию несоответствий, ключевое положение которой сводится к следующему: «некоторое количество не переданной или добавленной информации, вычленяемой в виде либо непереведенного речевого отрезка в исходном тексте, либо добавленного речевого отрезка в переводном тексте» . Такая информация в каждом несоответствии группируется в так называемые кванты - некоторое количество информации, представляющее собой с точки зрения анализируемого текста некоторое смысловое единство. Подчеркивая, что исходный и переводной текст, как правило, не совпадают по объему и качеству передаваемой информации, РК. Миньяр-Белоручев предлагает различать закономерные и ошибочные изменения количества информации. По его мнению, точные методы этой теории позволяют объективно оценивать то, что называют смысловыми ошибками в переводе, к которым относят расхождения в содержании исходных и переводных текстов.

Как правило, подобные расхождения классифицируются следующим образом:

Искажения (ложная интерпретация значения определенных единиц речи);

Неточности (недостаточно полная передача содержания отдельных единиц речи);

Пропуски.

Такой подход, по мнению Миньяр-Белоруче-ва, является некорректным, поскольку данная классификация недостаточно дифференцирована и мало способствует объективной оценке качества перевода. Поэтому РК. Миньяр-Белору-чев предложил собственный подход к оценке сте-

пени сохранения информации (теорию квантов). В зависимости от того, в каком тексте вычленен отрезок, каждое несоответствие предстает в виде кванта непереданной им прибавочной информации (всего 10 видов квантов в зависимости от типа информации).

Концепция Миньяр-Белоручева является чрезвычайно важной для теории перевода, поскольку она тесно связана в проблемой оценки качества перевода. Несомненным достоинством этой теории является градация квантов по смысловой важности. Однако практика доказывает, что для оценки качества перевода эту систему применять достаточно сложно вследствие ее «разветвленно-сти», к тому же система не исключает субъективный фактор оценки.

В отличие от Миньяр-Белоручева, К.И. Ковалева рассматривает понятие переводческих несовпадений гораздо шире, выделяя переводческие ошибки в отдельную группу. Она делает классификацию Миньяр-Белоручева более удобной для практического использования, предлагая анализировать переводческие ошибки следующим образом:

Ошибочные опущения;

Ошибочные приращения;

Неадекватная, ошибочная замена информации .

В работах целого ряда переводоведов ошибки классифицируются по степени их «грубости»:

Искажения;

Неточности;

Пропуски.

В таких классификациях основное внимание обращается те столько на передачу информации, сколько на формальное соответствие текста перевода оригиналу.

А.Б. Шевнин применяет совершенно иной подход, основывая свою классификацию на принципах психолингвистики, подразделяя ошибки на:

Ошибки восприятия (когда оригинал оказывается непонятым);

Ошибки порождения (неудачный выбор средств языка перевода приводит к появлению искажений и неточностей);

Ошибки восприятия-порождения.

М.Ю. Бродский в своей книге «Перловая каша, или как не надо переводить» предлагает

Эрратология: теория ошибок и переводческих несоответствий. Методика преподавания.

типологию ошибок в свете компетентностно-го подхода. Остановимся подробнее на тех компетенциях, не владение которыми, по нашему мнению, и обуславливает появления большинства ошибок у начинающих переводчиков. Так, Бродский считает, что недостаточное владение языком оригинала и языком перевода приводит к появлению языковых ошибок. Однако наиболее характерными для студентов-переводчиков являются ошибки воспроизведения, которые также обусловлены недостаточными знаниями родного языка. Уровень преподавания литературы в современной школе оставляет желать лучшего, будущие лингвисты приходят в ВУЗ со слабым знанием родного языка, плохо ориентируются в русской и мировой литературе. Отсюда возникают закономерные трудности при выборе контекстуальных замен, синонимов, при передаче образности, многочисленные ошибки в сочетаемости слов, вытеснение оборотов в действительном залоге страдательным, тяжеловесные придаточные предложения. Поэтому в текстах переводов появляются такие перлы, как «можно было практически слышать смех, доносящийся от службы разведки США» (“You could almost hear collective shriek from the USA intelligence community”), или «Путин имеет силу в оборонительных позициях, скручивая черную прессу в свою общую выгоду» (“Putin is at his most effective when on his defensive, twisting the black press to his general advantage”). В предложении “It would be very difficult to have another leader who has had more trash-potato peels and all dumped on his doorstep than Vladimir Putin” придаточное было переведено, как «о котором распространялось столько слухов». В данном случае студент не видит разницы между русскими выражениями «распространять слухи» и «поливать грязью».

Что касается ошибок, связанных с недостаточным знанием иностранного языка, то они чаще всего вызваны неумением увидеть импли-цитность высказывания. Так, заголовок статьи “How Broken is Britain” был переведен «Насколько разрушена Британия», в то время, как в тек-

сте речь идет о том, насколько прогнило Британское общество.

Особое внимание необходимо уделить ошибкам, связанным с речевой некомпетентностью. Такие ошибки, согласно Бродскому, можно разделить на вербальные и невербальные. Поскольку в статье речь идет о письменном переводе, мы остановимся на первом типе ошибок, которые возникают в случае неспособности переводчика сориентироваться в процессе перевода в речевой ситуации и предметной обстановке. Такие ошибки возникают при нарушении норм фразеологической сочетаемости, например, при переводе предложения “Israel Government is still sitting on the fence” переводчик, не задумываясь, пишет «Правительство Израиля по-прежнему сидит на заборе», тогда как речь идет о том, что правительство продолжает занимать выжидательную позицию.

Мы рассмотрели только некоторые классификации переводческих ошибок и пришли к выводу, что исследование феномена переводческой ошибки требует глубокого многоаспектного анализа, что позволит разработать критерии оценки качества студенческих переводов. Прежде всего, необходимо определить тип наиболее частотных ошибок, влияющих на восприятие текста рецептором перевода. Как правило, это ошибки, входящие в группу смысловых искажений (ошибки содержания и ошибки формы). Но что еще более важно - необходимо выявить причины появления ошибок того или иного типа, ознакомить с ними студентов, что поможет в дальнейшем «отделять зерна от плевел», то есть удачные переводческие решения от ошибочных, что будет способствовать развитию умений саморедактирова-ния и самоконтроля.

Список литературы:

1. Ковалева К.И. Оригинал и перевод: два лица одного текста. - М.: Всероссийский центр переводов научно-технической литературы и документации, 2001. - 160 с.

2. Миньяр-Белоручев, РК. Теория и методы перевода. - М.: Московский лицей, 1996. - 208 с.

В отличие от деформаций переводческие ошибки совершают­ся бессознательно. Еще несколько веков тому назад было спра­ведливо замечено, что причины переводческих ошибок следует искать прежде всего в недостаточной образованности переводчи­ка. Поэтому изучение природы ошибок понимания может быть построено на основании анализа когнитивного опыта переводчи­ка, т.е. его индивидуального опыта в познании окружающей дей­ствительности, как языковой, так и внеязыковой.

Недостаточная образованность переводчика проявляется, во-первых, в слабом знании языка оригинала и, во-вторых, в недо­статочном знании «предмета мысли автора», т.е. того, о чем идет речь в тексте оригинала. Более того, и это составляет, на мой взгляд, главный аспект оценки герменевтической деятельности переводчика: переводчик должен понять не только то, о чем пи­шет автор, но и то, что он говорит о предмете, ведь предмет мыс­ли и мысль о предмете суть вещи разные. Невнимательное про­чтение текста оригинала может быть также связано с недостатком филологической образованности. В результате того что у перевод­чика не развита «языковая чуткость», он оказывается неспособ­ным уяснить особенности стиля переводимого произведения.

В наиболее общем виде типология причин переводческих ошибок при расшифровке системы смыслов исходного текста мо­жет быть представлена следующим образом:

1. Недостаточное владение языком оригинала.

2. Недостаточный когнитивный опыт. Недостаток знаний об
описываемой в исходном тексте области окружающей дей­
ствительности.

3. Невнимательное отношение к системе смыслов, закаючен-
ной в исходном тексте. Непонимание того, что автор гово­
рит о предмете.

4. Неумение различить особенности индивидуального стиля
автора исходного речевого произведения.

Разумеется, все причины ошибок, представленные в данной типологии, взаимосвязаны, так как касаются одной языковой личности - переводчика, его знаний и компетенции, его пси­хического состояния и условий, в которых ему приходится вос­принимать исходное сообщение, его представлений об этике пе­реводческого труда. Но подобное расчлененное представление переводческих ошибок кажется продуктивным как для перевод­ческой критики, т.е. объективной, насколько это возможно, оценки переводческого труда, так и для обучения переводу, когда необходимо найти причину каждой переводческой ошибки. Их причины хорошо известны: недостаточное владение языком ори­гинала и языком перевода, нетостаток знаний у переводчика о тех предметных ситуациях, о которых идет речь в исходном сооб­щении, невнимательное или пренебрежительное отношение к тексту оригинала, к идеям и индивидуальному стилю автора, а также многое другое.



Анализ ошибок переводчика представляет собой особый раз­дел переводческой критики. Он не только позволяет в очередной раз убедиться в том, что невежество, безграмотность и бездар­ность несовместимы с переводческой деятельностью, но и в не­которых случаях способен вскрыть те или иные стороны законо­мерной переводческой интерференции. Интерференция может быть обусловлена как воздействием текста оригинала на мышле­ние переводчика, так и доминированием системы одного языка над системой другого в сознании переводчика.

Переводческие ошибки возникают на этапе, когда переводчик принимает решение о переводе той или иной единицы ориенти­рования. Они могут быть обусловлены как неверной расшифров­кой смысла знаков, составляющих единицу ориентирования, так и неправильным выбором знаков в переводящем языке для оформ­ления единицы перевода. Различить природу переводческих оши­бок бывает довольно сложно, так как наиболее распространенным способом выявления ошибок остается сравнение текста перевода с текстом оригинала. Но это сравнение не всегда способно пока­зать, отчего возникло несоответствие - от того ли, что переводчик неверно понял смысл какого-либо знака в оригинальном тексте, или же от того, что он выбрал в языке перевода знак, не соответ­ствующий понятию. Иначе говоря, в акте речевой коммуникации переводчик может совершать ошибки и как получатель исходного сообщения, т.е. слушатель, читатель оригинального текста, и как отправитель переводного сообщения. В условиях асимметричного билингвизма, которым обычно характеризуется языковая компе­тенция переводчика, ошибки первого рода чаше возникают при переводе с иностранного языка на родной, когда переводчик


сталкивается не только с системой языка, над которой доминирует другая, но и с иной культурой, иным мировосприятием. Ошибки второго рода чаще возникают при переволе с родного языка на иностранный, когда переводчику недостает знаний о всей системе выразительных средств переводящего языка. Однако это деление далеко не абсолютно, и ошибки обоих родов могут возникать во всех случаях перевода.

Если условно ограничить единицу перевода понятием, зафик­сированным в знаке, то структуру переводческих ошибок можно представить следующим образом:

I. Знак ИТ Ф понятие = знак ТП П. Знак ИТ ~ понятие Ф знак ТП

Читайте также: