Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница. Бакалавриат и магистратура - что это такое и чем они отличаются? Кто такой бакалавр

Что такое магистратура и зачем она нужна?

Магистратура – это вторая ступень высшего образования в болонской системе. После окончания бакалавриата выпускники делают выбор: искать работу или продолжить обучение в магистратуре, для того чтобы претендовать на более высокие должности.

Магистратура - это системный подход к обучению для работы в выбранной сфере деятельности. Студенты осваивают образовательную программу, проходят теоретическую и практическую подготовку к научно-исследовательской или профессиональной деятельности, что позволяет им получить глубокие систематические знания и навыки.

Три аргумента «ЗА» магистратуру:
A. Без нее вы не сможете поступить в аспирантуру и получить ученую степень (если вы бакалавр).
B. Вы сможете еще два года побыть студентом. Причем – бесплатно.
C. Вы можете получить ещё одну профессию или квалификацию, либо улучшить подготовку по уже полученной профессии.

РХТУ предлагает 39 магистерских программ по 14 направлениям подготовки. Это: «Химия», «Экология и природопользование», «Информационные системы и технологии», «Химическая технология», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Биотехнология», «Техносферная безопасность», «Материаловедение и технологии материалов», «Стандартизация и метрология», «Организация и управление наукоемкими производствами», «Наноматериалы», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Лингвистика».

Полный список направлений подготовки магистратуры РХТУ можно посмотреть .

3. Поступление в магистратуру

Вы можете выбрать направление, которое отличается от указанного в вашем дипломе бакалавра. Выбор направления ничем не ограничивается.
Для поступления в магистратуру нужно сдать вступительное испытание. Вы должны подтвердить, что ваши знания, полученные в бакалавриате, подходят для обучения в магистратуре.
Например, чтобы поступить на направление подготовки «Информационные системы и технологии», вам нужно будет сдать устный экзамен по программам: «Информационные системы и технологии» или «Информационные системы в цифровой экономике», в зависимости от программы. А на направление «Биотехнология» – «Промышленная биотехнология и биоинженерия».

Информацию о вступительных испытаниях и минимальных баллах можно получить .
Документы для поступления в магистратуру вместе с примерами заполнения можно посмотреть .
Порядок учета индивидуальных достижений (для магистратуры он тоже существует)

4. Целевое обучение в магистратуре

Что такое целевое обучение? Это когда компания направляет вас на учебу в вуз, и вам не приходится оплачивать обучение, но взамен вы какое-то время работаете на эту компанию после окончания обучения.

Плюсы целевого обучения:
A. Вам гарантировано трудоустройство после получения диплома,
B. Вы проходите практику у работодателя,
C. Вам доступны дополнительные меры социальной поддержки в период обучения в вузе.
Список компаний, с которыми сотрудничает РХТУ в рамках направления студентов на целевое обучение, .

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.

Содержание

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

МАГИСТРАТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Камышанова Анна Евгеньевна,

канд. юр. наук, доцент, зав. Кафедрой гражданского права

и процесса, декан Юридического факультета

ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»

MASTER’S DEGREE IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Kamyshanova Anna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Civil Law and Procedure,

Dean of the Law Faculty of the Taganrog Institute of Management and EconomicsTaganrog

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена методическим особенностям организации учебного процесса в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция» на основе образовательных стандартов 2010 года.

ABSTRACT:

The article is devoted to methodological features of the organization educational process in magistracy on a direction of preparation «Law» on the basis of educational standards 2010.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, магистратура, образование, образовательные стандарты, образовательный процесс, юриспруденция.

Keywords: higher legal education; magistracy; education; educational standards; educational process jurisprudence.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») был утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.

Современная реформа высшего профессионального образования Российской Федерации и переход на уровневую систему обучения реализуют основные принципы Болонского процесса и требуют серьезной методической работы в этой области. Перевод российских образовательных стандартов по направлениям подготовки магистров обеспечивает возможность и удобство оценки достижения выпускником конечных целей обучения.

Для подготовки нового поколения специалистов – выпускников магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» разработана серия методических материалов, направленных на решение актуальных задач современного этапа реформирования образования в высшей школе и связанных: с переходом на многоуровневую систему образования; возрастанием требований к качеству и уровню практической подготовки выпускников; необходимостью внедрения опережающего образования выпускников, рассчитанного на подготовку магистрантов в условиях быстрого развития общественных отношений в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка; коренной реорганизацией системы самостоятельной работы студентов, использованием средств и способов активации мыслительной деятельности обучающихся, привитием навыков научной работы, созданием новых программ подготовки обучающихся, необходимостью активной работы по достижению творческих связей выпускников с будущими работодателями в качестве основного направления подготовки кадров для различных сфер государства и общества.

Магистратура - это образование для исследовательской карьеры и для работы по многим юридическим профессиям. Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который, на основе квалификации бакалавра или специалиста, получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Магистр по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция должен быть подготовлен к профессиональной работе в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности, в учреждениях системы высшего и дополнительного профессионального образования.

Цель магистратуры — подготовка высококвалифицированных специалистов со степенью магистра по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Учебные планы магистерских программ, в рамках реализации Болонского процесса, в частности по «Юриспруденции», предоставляют студентам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Учебный процесс в магистратуре осуществляется с использованием современных методик образования, с помощью традиционных и инновационных методов и технологий обучения.

Магистратура-это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 10 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999г. в Болонье министры образования 31-й страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

В ТИУиЭ с 2011 года осуществляется подготовка магистров по новым ФГОС 2011 года, при этом разработаны и реализуются следующие магистерские программы:

1) «Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве; сравнительное правоведение»;

2) «Гражданское право, гражданское процессуальное право»;

3) «Уголовное право, уголовный процесс, судебная власть»;

4) «Государственная власть и правовая система Российской Федрации».

В 2013 году был осуществлён первый выпуск 18 магистров.

Учебные планы построены по принципу модульной системы и включают общенаучный цикл дисциплин, а также профессиональный цикл, который включает 4 модуля:

1) историко-теоретический;

2) теоретико-фундаментальный;

3) международно-правовой;

4) практико-ориентированный.

При этом значительное место занимают дисциплины сравнительно-правовой, международно-правовой направленности: Зарубежное уголовное право, Принципы организации и деятельности судебной власти в России и зарубежных странах, Международное сотрудничество судебных и правоохранительных органов в области уголовного судопроизводства , Зарубежное гражданское и гражданское процессуальное право, Проблемы международного частного права, право международных организаций.

Большое значение в магистратуре уделяется прикладным дисциплинам, для проведения которых приглашаются ведущие специалисты-практики. Так, дисциплину «Судебные экспертизы в уголовном процессе» ведёт к.м.н., начальник Неклиновского филиала ГУЗ «Психо-неврологический диспансер» РО Каргин Марат Владимирович, дисциплину «Правовой режим недвижимости в РФ» преподаёт начальник отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Годулян Анна Игоревна.

Особое внимание уделено трём видам практик. Учебная практика в виде юридического консультирования на 50% проводится на базе двух общественных приёмных Юридической клиники ТИУиЭ. Педагогическая (производственная) практика заключается в подготовке и проведении магистрантами занятий у студентов факультета СПО и бакалавров, а также в методической работе по составлению рабочих программ и учебно-методических материалов (заданий, практико-ориентированных кейсов, тестов). Научно-исследовательская практика предполагает выполнение научного исследования, работу в научных библиотеках, задания по рецензированию, аннотированию и иные. Нужно отметить, что каждому виду практики соответствует учебная дисциплина. Так, педагогическая практика связана с дисциплиной «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе», научно-исследовательская с дисциплиной «Организация научно-исследовательской деятельности».То есть студенты, получив теоретические знания, вырабатывают навыки их прикладного применения в ходе прохождения практики.

Интересной формой является рассредоточенный научно-исследовательский семинар. Научно-исследовательский семинар предусматривает следующие формы организации учебного процесса: дискуссии, семинары, самостоятельная работа студента, консультации.

Предусмотрено выполнение самостоятельной работы в форме выполнения рефератов, подготовки презентаций, анализа законов и специальной литературы, составления текстов проектов различных документов на предложенных условиях, составление текстов научных статей и докладов.

Целямипроведения научно-исследовательского семинара являются:

– включение научной работы студентов в качестве постоянного и систематического элемента их деятельности в рамках магистерской программы, включение их в жизнь российского и мирового научного сообщества. Для этого необходимо выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы, прежде всего — в процессе подготовки магистерской диссертации;

— обмен научной информацией и повышение качества научно-исследовательской работы преподавателей и студентов ТИУиЭ и российской юридической науки в целом;

— обеспечение высокого качества научных исследований по проблемам права, обработки и анализа данных и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций. Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрами опыта участия в научных дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции;

— выработка у магистрантов компетенций и навыков исследовательской работы, знакомство с актуальными проблемами и путями их решения;

— помощь магистрантам в выборе направления и темы исследования;

— получение навыков презентации исследовательских результатов;

— формирование основ информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательский семинар ведётся разными преподавателями, при этом каждый из нах «погружает» студентов в ту область, которая относится к сфере его научных и методологических интересов.

Следует выделить определенные преимущества обучения в магистратуре:

  • во-первых, для чтения мастер-классов в магистратуру приглашены лучшие преподаватели не только ТИУиЭ, но и ведущих ВУЗов Ростовской области, а также руководители государственных и негосударственных организаций с большим опытом работы, практикующие юристы: сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, учреждений юстиции, адвокаты и т.д.:
  • во-вторых, в магистратуре превалирует индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет получать глубокие теоретические знания и практические навыки, опыт формирования и отстаивания правовой позиции, составления проектов документов, с которыми приходится работать юристам корпораций, служащим органов государственной власти и местного самоуправления, адвокатам, нотариусам;
  • в-третьих, по итогам обучения выдается государственный диплом магистра юриспруденции, который признается во всех странах Болонской системы;
  • в-четвертых, магистратура дает возможность дальнейшего обучения в аспирантуре Таганрогского института управления и экономики и другиз ВУЗов, развития идей магистерской диссертации в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук;
  • в-пятых, магистрант становится современным высококвалифицированным юристом, востребованным юридическими службами организаций разных сфер деятельности и форм собственности, органами исполнительной и законодательной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, он сможет заниматься научной и преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях.

В отличие от бакалавриата, магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка в бакалавриате предполагает получение общих знаний и навыков, которые потом уже углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре также дает возможность получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете.

Именно возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью, является одним из ключевых преимуществ системы «4+2» (бакалавриат + магистратура). Отбор на магистерскую подготовку осуществляется на конкурсной основе. Лица, не имеющие диплома бакалавра по соответствующему, направлению обязаны сдать экзамен.

Однако в такой возможности изменения направления подготовки таится и определённая сложность подготовки магистров. При одновременном обучении в одной учебной группе бакалавров, имеющих и не имеющих базовое высшее образование и, как следствие, разный «стартовый» уровень по направлению «Юриспруденция», итоговый уровень подготовки у них должен быть одинаковым. Достигнуть этого чрезвычайно сложно. Определённый объём знаний абитуриенты, не имеющие базового образования по направлению «Юриспруденция» получают в рамках подготовки к вступительным экзаменам, однако такая подготовка не может заменить 4-летний период обучения в бакалавриате по направлению «Юриспруденция». В преподавательской юридической среде активно обсуждается данная проблема, и представителибольшинства ведущих юридических школ высказывают мнение, что в юридическую магистратуру можно набирать только юристов, имеющих диплом бакалавра или специалиста.

Данная позиция также отражена на сайтах приёмных комиссий ведущих юридических вузов – специалистов и бакалавров по иным специальностям и направлениям подготовки в магистратуру по юриспруденции просто не принимают. Однако такая позиция не соответствует мировому опыту – в большинстве стран Западной Европы и в США допускается смена направления подготовки и получение дипломов бакалавра и магистра по разным направлениям. Видимо, российскому законодателю необходимо однозначно определиться с позицией по этому вопросу и исключать возможности разного применения стандарта образовательными организациями.

Несмотря на такие сложности, степень магистра дает возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечить базу для профессионального роста. Диплом магистра понятен и признаваем как в России, так и за рубежом. А это очень важно для успешной карьеры, оценки собственных способностей и возможностей.

Читайте также: